Site icon Civil.ge

Прокуратура приостановила расследование дела Темирлана Мачаликашвили

Фото: Прокуратура Грузии

Генеральная прокуратура Грузии 25 января приостановила расследование в отношении сотрудника подразделения спецназа, который во время спецоперации в декабре 2017 года в Панкисском ущелье стрелял в Темирлана Мачаликашвили, в результате чего последний получил смертельное ранение и скончался в больнице позже.

На сегодняшнем брифинге в Генеральной прокуратуре было сказано, что спецназовец, который выстрелил в Мачаликашвили, «находился в состоянии необходимой обороны и угроза была реальной». По заявлению ведомства, следствие также установило, что во время спецоперации ни один сотрудник спецназа или высокопоставленное должностное лицо не совершали никаких противоправных действий.

26 декабря 2017 года, в ходе спецоперации в селе Дуиси Ахметского района сотрудник Департамента по специальным операциям Службы государственной безопасности в результате выстрела ранил местного жителя Темирлана Мачаликашвили в голову, в спальной комнате его же дома. Впоследствии Мачаликашвили скончался позже, 10 января 2018 года.

По информации прокуратуры, для выяснения того факта, насколько правомерно действовал сотрудник Департамента специальных операций и существовала ли необходимость произведения выстрела, в начале 2018 года было начато расследование в прокуратуре Грузии. По информации прокуратуры, в качестве свидетелей по делу были опрошены в общей сложности 124 человека, проведены десятки следственных и процессуальных действий, а также более десятка различных видов экспертизы. В то же время члены семьи Темирлана Мачаликашвили и все 32 спецназовца, участвовавшие в спецоперации, также были допрошены в качестве свидетелей.

По сообщению прокуратуры, в результате расследования выяснилось, что Темирлан Мачаликашвили не выполнил требования спецназовца показать ему свои руки и попытался привести гранату в боевое состояние, из-за чего «спецназовец произвел выстрел в его направлении».

По информации прокуратуры, указанная ручная граната была изъята из спальни Темирлана Мачаликашвили в результате обыска, и его отец, Малхаз Мачаликашвили, также присутствовал в ходе обыска, который подтвердил правильность данных в протоколе обыска. Согласно той же информации, биологическая экспертиза гранаты подтвердила идентичность генетического профиля Мачаликашвили.

По заявлению прокуратуры, опрос не подтвердил утверждения, что сотрудники спецподразделения нанесли оскорбления членам семьи Мачаликашвили, о чем, в отличие от первого опроса, члены семьи сообщили во время дополнительного опроса 30 марта 2018 года.

По данным ведомства, также не подтвердились показания матери Темирлана Мачаликашвили, что она якобы разговаривала с заместителем главы Службы государственной безопасности Иосебом Гогашвили у ворот своего дома. По сообщению прокуратуры, согласно доказательствам, полученным по делу, во время проведения спецоперации в Панкисском ущелье Иосеб Гогашвили вообще не находился на месте, а информацию о проводимой спецоперации он получал по телефону. Согласно тому же сообщению, расследование также не подтвердило возможных проступков со стороны сотрудников СНБ в части планирования и проведения операции.

Ответ Малхаза Мачаликашвили

На заявление прокуратуры ответил отец Темирлана Мачаликашвили — Малхаз Мачаликашвили, который на протяжении всего последующего периода после произошедшего проводил акции протеста с требованием объективного расследования. По его словам, в течение этих двух лет расследование «не проводилось», и что все было лишь «формальностью».

«Расследование не было начато, и это дело не нуждалось в расследовании. Тут было два дела… они должны были оправдать свое преступление, и я должен был бороться из-за того, что они совершили преступление, и они лгут, они вводят общество в заблуждение. Я ожидал этого. Ни то, что я ожидал, я знал, и поэтому у меня никогда не было ощущения, что они скажут что-то новое. Расследование прекращено, что было сказано нового? Все это абсурд», — заявил Малхаз Мачаликашвили телекомпании «Имеди».

Пресс-конференция в НПО «EMC»

НПО «Центр образования и мониторинга прав человека» (EMC) посвятила специальную пресс-конференцию прекращению прокуратурой расследования. Данная организация защищает интересы семьи Мачаликашвили в Европейском суде по правам человека. Малхаз Мачаликашвили также присутствовал на пресс-конференции.

НПО EMC заявила, что процесс расследования был «формальным, показательным и неэффективным», и что семья Мачаликашвили и защитники их интересов утратили доверие к расследованию, проводимому прокуратурой.

«Мы считаем, что решение, принятое решение является продолжением политики, проводимой властями за последние месяцы, которые не признают и открыто игнорируют социальное и политическое недовольство, которое существует внутри или за пределами страны, и пытается сохранить власть демонстрацией власти и жесткими решениями», — говорится в заявлении EMC.

НПО обжалует это решение, и представит в Европейский суд по правам человека оценку в связи с прекращением дела.

Центр образования и мониторинга прав человека 5 июня 2019 года обратился в Европейский суд по правам человека по делу Темирлана Мачаликашвили. Страсбург приступил к рассмотрению дела в сентябре прошлого года.

Семья Мачаликашвили обвиняет государство в нарушении трех статей Европейской конвенции о правах человека, в том числе: право на жизнь (статья 2), запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (статья 3), право на эффективные внутренние средства правовой защиты (статья 13).

Отец Темирлана Мачаликашвили Малхаз Мачаликашвили также требовал создания следственной комиссии в Парламенте по делу о гибели своего сына, но безрезультатно.

Подробнее о деле Мачаликашвили читайте по ссылке.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)