Site icon Civil.ge

Уволенные и действующие сотрудники Вещателя Аджарии начинают правовой спор за свои права

Фото: emc.org.ge

Бывший руководитель Информационной службы Вещателя Аджарии Шорена Глонти, ее бывший заместитель Майя Мерквиладзе и ведущая главного информационного выпуска Теона Бакуридзе, которую временно отстранили от обязанностей, начинают правовой спор в защиту собственных прав. В суде их права будет защищать НПО «Центр обучения и мониторинга прав человека (EMC)».

Теона Бакуридзе 6 марта получила приказ директора телевидения Георгия Кохреидзе об ее временном отстранении от работы. По решению Кохреидзе, с 9 марта Бакуридзе запрещено выполнять работу, предусмотренную в трудовом договоре, и ее сняли с эфира.

Георгий Кохреидзе обвиняет Теону Бакуридзе в неповиновении, невыполнении служебных обязанностей и давлении на и.о. руководителя Информационной службы Георгия Абазадзе. В приказе говорится, что Бакуридзе вынуждала Абазадзе покинуть «свою позицию».

На брифинге в офисе организации EMC представила правовую оценку «проблемных трудовых и политических решений», принятых новым менеджментом телевидения. По заявлению организации, «наряду с грубыми нарушениями трудовых прав, эти решения демонстрируют явные признаки разлада редакционной независимости и получения контроля над вещателем».

«Тяжелая рабочая среда в вещателе и цепь несправедливых решений, принятых менеджментом, вызвали у журналистов и сотрудников обоснованные опасения, что практика чистки независимых кадров и продолжение интервенции в редакционную политику будет продолжаться, и это в конечном итоге приведет к контролю власти над вещателем», — заявила организация.

По оценкам EMC, динамика события в вещательной компании с весны 2019 года, в том числе, «необоснованный» импичмент бывшего директора Натии Капанадзе, «проблемные правила и процедура» избрания Георгия Кохреидзе на должность директора, и в то же время критические заявления в адрес Вещателя Аджарии со стороны председателя Грузинской мечты Бидзины Иванишвили, «показывают, что власть пытается получить контроль над вещателем и ее целью является ослабление критичности и независимости медиа-пространства».

«Ослабление независимости вещателя уничтожит открытое, критическое общественное пространство, созданное Вещателем Аджарии в последнее время, которое превратилось для непривилегированных, угнетенных социальных групп в ресурс для представления своих потребностей, проблем и интересов и своего голоса», — поясняют в EMC.

Организация также заявляет, что происходящий в Вещателе Аджарии процесс следует рассматривать в общем контексте текущей политической обстановки, где «очевиден интерес власти ослабить политические, гражданские и медийные группы, находящиеся на критических позициях, с целью сохранения власти» и их «подчинения своему контролю».

Оценки сотрудников Вещателя Аджарии

На брифинге, проведенном в офисе ЕМС, также присутствовали бывший заместитель начальника Информационной службы и редактор главного информационного выпуска Телевидения Аджарии Майя Мерквиладзе, ведущая главного информационного выпуска Теона Бакуридзе и руководитель Альтернативного профсоюза вещателя Малхаз Рехвиашвили.

По словам Майи Мерквиладзе, за происходящими в вещателе процессами стоят власти и «лица с большой властью». По ее словам, если бы не они, «Георгий Кохреидзе и три советника никак не могли бы организовать процессы таким образом, как они происходят сегодня в вещателе».

«У нас кризисная ситуация, сотрудники находятся в тяжелом положении. С одной стороны, в условиях коллективного спора, а с другой — в борьбе с менеджментом, который пренебрегает трудовыми правами. Это не легко, это война нервов каждого сотрудника, и поддержка общества очень важна в этой борьбе», — заявила журналистам Майя Мерквиладзе.

По словам Теоны Бакуридзе, новому руководству вещателя не нравится редакционная политика и пытается ее изменить. По ее словам, доказательством этого является увольнение с работы или перевод на другие позиции тех лиц, которые создавали редакционную политику канала и были «ключевыми фигурами» для новостной команды. По ее словам, сотрудники вещателя ожидают, что процесс увольнения не остановится и что, привлекая на телевидение новых сотрудников, менеджмент будет пытаться проводить политику, которая называется «перевод вещателя на другой тренд».

«Мы никогда не говорили, что Вещатель Аджарии был идеальным, мы были на пути развития, и именно на этом пути развития создают нам препятствия и пытаются изменить нас, мы не изменимся, и мы постараемся до конца защитить, чтобы не изменили вещатель на пути развития», — сказала Теона Бакуридзе.

По словам Малхаза Рехвиашвили, часть сотрудников вещателя уже приступила к процедурам, необходимым для забастовки, и документ коллективного спора уже представлен руководству и Министерству здравоохранения. По его словам, они ждут от министерства назначения медиатора, после чего начнется исчисление 21-дневного срока для процесса медиации. «Если за это время результат не будет достигнут, у нас возникнет право на забастовку», — пояснил Малхаз Рехвиашвили.

«Если в процессе медиации мы не получим гарантий, которые позволят нам говорить о проблемах, которые беспокоят общественность, даже в условиях (управления) Георгия Кохреидзе, если мы не получим гарантий редакционной независимости, то какой смысл журналисту оставаться в вещателе? Если у вас нет свободы слова, то вы просто не сможете выполнять свою работу», — сказал он.

Сотрудники Вещателя Аджарии уже давно говорят о вмешательстве нового менеджмента в редакционную политику и попытках изменить ее. Около десяти дней назад один из последних протестов они выразили в прямом эфире минутой молчания.

Протест последовал за освобождением с должности начальника Информационной службы Вещателя Аджарии Шорены Глонти, в отношении которой в связи с имевшим место год назад случаем было начато дисциплинарное делопроизводство.

Ранее также была упразднена должность заместителя начальника Информационной службы, а Майя Мерквиладзе, занимавшая параллельно этой должности также пост редактора, была официально отстранена от должности с 26 февраля.

На смену Мерквиладзе пришла журналистка Нино Хажомия, которая ушла в отставку с должности через два дня, 28 февраля, на основании собственного заявления. Ее полномочия временно принял журналист Вещателя Аджарии Фируз Болквадзе.

Ранее, 25 февраля, журналист тбилисского бюро Вещателя Аджарии Нино Хозреванидзе также покинула телевидение в знак протеста. А еще ранее, 2 февраля, также уволилась заместитель директора телевидения Натия Зоидзе, заявив, что это не был «добровольный процесс». На смену Зоидзе пришел Вахтанг Хузмиашвили, журналист и бывший глава Информационной службы телекомпании «Ибериа».

Предыстория

Георгий Кохреидзе был избран директором Телевидения и Радио Аджарии 22 ноября на трехлетний срок. Его поддержали трое из четырех членов Совета попечителей вещателя. Все трое входят в совет по квоте правящей Грузинской мечты.

Вопрос об избрании нового директора Вещателя Аджарии встал на повестку дня после того, так как в апреле прошлого года два члена Совета попечителей вещателя поставили вопрос об импичменте бывшего директора Натии Капанадзе. Капанадзе вынудили уйти с должности за несколько месяцев до истечения срока ее полномочий.

Местные НПО отреагировали на вопрос импичмента директора вещателя и оценили этот процесс «крайне негативно». Они заявляли, что правящей команде не нравилась критическая редакционная политика вещателя и что импичмент директора служит изменению этого противоположной тенденцией.

Отношение нового директора Вещателя Аджарии стало известно сразу в день избрания. Изначально на собеседовании он заявил, что журналистам нужно научиться терпению. В тот же день, выступая в вечернем эфире Телевидения Аджарии, он сказал ведущей передачи, что, если респондент отказывается приходить в эфир определенного телевидения, это вина не гостя, а самого вещателя.

Речь шла о представителях правящей команды, которые открыто высказывали недовольство в связи с критическими вопросами со стороны журналистов Телевидения Аджарии. Среди них были также и председатель Грузинской мечты Бидзина Иванишвили и председатель правительства Аджарской Автономной Республики Торнике Рижвадзе.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)