Несмотря на достигнутую между властями Грузии и оппозицией договоренность о реформе избирательной системы, правящая команда и оппозиционные партии по-прежнему сохраняют отличающиеся позиции по вопросу освобождения т.н. «политзаключенных». Оппозиция требует своевременного освобождения из заключения Георгия Руруа, Гиги Угулава, Бесика Тамлиани и Ираклия Окруашвили, а представители власти заявляют, что соглашение с оппозицией не касается вопроса «политзаключенных».
По условиям соглашения, достигнутого между правящей командой и оппозицией 8 марта, парламентские выборы в октябре этого года пройдут в формате 120/30 вместо пропорции 77/73. В то же время, 5%-й барьер, необходимый для вхождения в Парламент, будет изменен до 1% одноразовым образом. Кроме того, будет также установлен т.н. 40%-й «замок», который означает, что партия, не набравшая на выборах как минимум 40% голосов, не сможет сформировать однопартийное большинство в Парламенте.
В тот же день правящая команда и оппозиция разработали совместное заявление, в котором речь идет о важности стремления и соблюдения высоких стандартов в судебной системе Грузии. Согласно документу, партии «приветствуют предложение президента содействовать свободному, справедливому и прозрачному избирательному процессу в рамках полномочий, определенных Конституцией». По утверждению оппозиции, эти записи означают обещание правящей партии освободить этих четырех заключенных и воздерживаться политических репрессий в будущем.
Civil.ge предлагает публичные комментарии представителей правящей партии и оппозиции по этому вопросу.
Оценки представителей правящей команды
Арчил Талаквадзе, председатель Парламента: «По делам высокого профиля, по которым идет расследование, политические партии согласились с тем, что система правосудия не должна использоваться какой-либо стороной в политических целях, и что никто не должен пытаться оказывать политическое воздействие на судебную систему. Наша позиция до сих пор и в будущем будет заключаться в принципе справедливого государства, в котором правосудие не может быть частью политического процесса, не может быть частью политического календаря и не может зависеть от него. Никакого другого конкретного соглашения не указано в документе. Соответственно, на вопросы, были ли приняты какое-то конкретные решения или достигнуто соглашение по какому-либо человеку, могу прямо заявить, что нет, такое конкретное соглашение не было достигнуто или подтверждено».
Мамука Мдинарадзе — лидер парламентского большинства: «Я думаю, что у них есть некоторые обязательства перед Угулава, выбражают перед ним что «вот мол мы говорили об этом в этом соглашении»… Такого соглашения не было — точка. (В целом) в меморандуме признается принцип, что политика не должна вмешиваться в правосудие. Мы не будем вмешиваться в это».
Комментарий президента
Саломе Зурабишвили — президент Грузии: «Что касается вопроса о помиловании, то помилование подчиняется правилам, которые были приняты в этом году. Запрос, который поступит, будет рассмотрен в соответствии с этими правилами. Я приму и ознакомлюсь со всеми запросами. Если я посчитаю, так как это мое дискретное право, помилование состоится. В этой стране нет отдельных людей, к которым применяются отдельные правила».
Оценки представителей оппозиции
Ника Мелия – Единое национальное движение: «Они (правящая команда) посчитали, что в глазах народа они воспринимаются как слабые. Их заявления, мол «мы не освобождаем заключенных», похоже примерно на то, когда у тебя обгорит палец, а потом говоришь, что не обгорел. Я не знаю, что чему служит (это заявление) и почему они оправдываются, эти говорящие головы».
Давид Бакрадзе — Европейская Грузия: «Разговор о том, что освобождение политических заключенных не состоится и это не является частью соглашения, станет таким же срывом соглашения, как и отказ от избирательных чисел».
Георгий Вашадзе — Новая Грузия: «По условиям нашего соглашения, четыре человека, которые сегодня находящихся под стражей, должны быть освобождены. Если какая-либо часть этих двух документов не будет выполнена, это означает, что соглашение не было достигнуто».
Шалва Нателашвили — Лейбористская партия: «Пока политзаключенные не будут освобождены, естественно, уровень сопротивления не уменьшится. Мы подождем еще несколько дней. Если мы не увидим, что политически репрессированные возвращаются в свои семьи, то автора всех этих репрессий может постигнуть такой ураган, что его никакой меморандум и посредники ему не помогут».
По теме:
- 120/30 — Оппозиция и правящая партия договорились о реформе избирательной системы
- Лидеры страны приветствуют соглашение о реформе избирательной системы
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)