Служба государственной безопасности (СГБ) Грузии опубликовала доклад за 2019 год, в котором оцениваются внутренние и внешние угрозы, с которыми сталкивается страна, и рассматриваются приоритеты службы.
Основным вызовом в докладе называется российская оккупация и ситуация вдоль линии оккупации, гибридная война, используемая отдельными государствами в Грузии, разжигание антизападных настроений среди населения, пропаганда и дезинформация, а также терроризм.
В то же время, наряду с развитием новых технологий, в документе речь идет о важности укрепления сотрудничества со стратегическими партнерами по направоению развития возможностей киберзащиты и контрразведки.
Оккупированные территории — Абхазия, Цхинвальский регион
В докладе отмечается, что оккупация территорий страны и незаконное развертывание военного контингента Российской Федерации на оккупированных территориях по-прежнему представляют собой экзистенциальную угрозу для государственности Грузии.
«Действия российского воинского контингента и спецслужб, незаконно представленных в оккупированных регионах, ставят под угрозу безопасность Грузии, а также безопасность региона и Европы», — подчеркивается в документе.
В докладе также отмечается, что серьезными вызовами для страны остаются политика России «по замене оккупации процессами аннексии»; «Растущая милитаризация» оккупированных территорий; Интенсивные военные учения; Дискриминация местного грузинского населения по этническому признаку; Ограничение «фундаментального» права на свободное передвижение и процесс целенаправленной изоляции оккупированных территорий.
«Высокая финансовая зависимость оккупированных регионов от центрального бюджета Российской Федерации должна рассматриваться в контексте политики аннексии», — говорится в докладе.
В течение отчетного периода СГБ указывает на «четкую динамику» незаконной т.н. бордеризации вдоль оккупационной линии, отмечая, что этот процесс «хорошо скоординирован оккупационными силами с де-факто ведомствами».
«В 2019 году российские оккупационные силы прибегли к крайне тревожным и опасным действиям, которые нанесли серьезный вред среде безопасности и создали дополнительные проблемы для местного населения, проживающего по обе стороны линии оккупации», — заявляет СГБ.
В документе акцентируется внимание также на незаконное задержание оккупационными силами граждан Грузии Ираклия Кварацхелия и врача Важи Гаприндашвили за незаконное пересечение т.н. границы. Ответственность за смерть Ираклия Кварацхелия вскоре после его задержания в доклад возлагает на оккупационный режим (согласно версии Сухуми, он был найден повешенным), и утверждает, что его смерть наступила «в результате незаконного задержания».
Государственная безопасность и контрразведывательная деятельность
Согласно докладу, в 2019 году деятельность ведомства была направлена на защиту конституционного строя страны, ее суверенитета и территориальной целостности, военно-экономического потенциала, государственных секретов и критически важной инфраструктуры, на борьбу с преступлениями, угрожающими национальной безопасности, и на сокращение внутренних и внешних угроз.
Согласно документу, главной целью иностранных спецслужб в прошлом году было получение рычагов политического, экономического, социального и другого влияния на Грузию. В этом контексте в докладе названы «различные тайные и кибер-операции», а также «медиа-манипуляции» со стороны Российской Федерации.
В качестве серьезного вызова безопасности страны СГБ называет т.н. гибридные угрозы и выделяет пять основных инструментов в этом отношении. Это: оккупационные силы и де-факто режимы, т.н. информационная война, т.н. мягкая сила, экономические рычаги и тайные операции.
С точки зрения информационной войны в докладе названы дезинформационные и пропагандистские кампании, направленные на подрыв демократических ценностей, критику Североатлантического альянса и Запада и, таким образом, поляризацию населения.
В качестве классического примера дезинформации СГБ называет действия, направленные против Лаборатории Лугара, заявляя, что кампания против Исследовательского центра, которая стартовала в начале 2019 года, приняла масштабный характер.
«Масштабные информационные атаки на Исследовательский центр, а также пропаганда против вакцинации и других национальных программ здравоохранения, создают прямую угрозу здоровью и безопасности населения Грузии в дополнение к различным вызовам», — говорится в докладе.
В документе также отмечается, что в прошлом году в рамках т.н. гибридной войны со стороны различных политических и гражданских групп была зафиксирована тенденция, чтобы попытками дестабилизировать отношения с Турцией, Арменией и Азербайджаном, перекрыть исходящие от России угрозы, включая проблему оккупированных территорий. «Некоторые отдельные группы пытались приравнять происходящие в некоторых регионах Грузии процессы к российской оккупации».
В этом контексте Служба государственной безопасности акцентирует внимание на события вокруг монастырского комплекса Давид-Гареджи в 2019 году, и отмечает, что «имела место деструктивная кампания, которая поставила под угрозу обстановку на грузино-азербайджанской государственной границе, а также сформировавшееся между двумя странами стратегическое партнерство».
В качестве одного из сложнейших вызовов 2019 года СГБ называет события 20 июня и их последствия, и поясняет, что «это сильно повредило среду безопасности в стране».
«Агрессия, насилие, неповиновение правоохранителям, а также действия, направленные на создание неконтролируемой и хаотичной ситуации, и попытки укоренить указанное, как принятую норму, создают существенные угрозы государственности, конституционного порядка и формам управления», — говорится в докладе.
В документе СГБ также отмечает и кибератаку на публичные и частные ведомства в Грузии в прошлом году, отмечая, что ее цель состояла в том, чтобы посягнуть на национальную безопасность Грузии, нанести вред населению и «путем подрыва деятельности правительственных структур, а также затруднения и разрушения функционирования различных организаций, посеять волнения в обществе».
Борьба с терроризмом
По заявлению СГБ, на фоне «значительной» активизации ультраправых групп по всему миру, Служба государственной безопасности в 2019 году «активно выявляла угрозы со стороны международного терроризма, выявляла новые вызовы и интенсивно действовала по направлению предотвращения терроризма и улучшения способов борьбы с ним».
В то же время, согласно докладу, интенсивно усиливались возможности реагирования на террористические угрозы и велось активное сотрудничество с международными партнерами в целях обмена информацией.
В документе подчеркивается, что шаги Грузии в борьбе с терроризмом и экстремизмом положительно оцениваются в ежегодных докладах Госдепартамента США и докладах о реализации Соглашения об ассоциации с ЕС.
По теме:
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)