Site icon Civil.ge

Парламент поддержал продление чрезвычайного положения

Парламент Грузии, Фото: facebook.com/parliamentgeo/

Парламент Грузии на своем сегодняшнем заседании 97 голосами против 10 поддержал продление чрезвычайного положения в стране до 22 мая.

После обращения премьер-министра Георгия Гахария о продлении чрезвычайного положения президент Саломе Зурабишвили сегодня представила законодателям соответствующий декрет для его утверждения и заявила, что «благодаря чрезвычайному положению мы смогли максимально проконтролировать на первом этапе обстановку (с пандемией коронавируса) и защитить страну от крайних осложнений».

Однако, по ее словам, теперь, когда мы входим в фазу пика, «мы не должны предаваться самоудовлетворению». «Нельзя расслабляться, наоборот, мы все знаем, что начатое внутреннее распространение (вируса) повлечет усугубление ситуации», — заявила Зурабишвили.

Президент пояснила, что сейчас «главное — держать под контролем темпы роста внутреннего распространения, и не перегружать систему здравоохранения. Главное, чтобы была возможность лечить всех тяжелых пациентов, чтобы были места для них, как мы смогли сделать до сих пор». А для этого, по ее словам, необходимо продлить чрезвычайное положение.

«Мы должны объединиться вокруг этого решения, как и месяц назад, чтобы общественность полностью понимала, насколько важно управлять вторым этапом так же успешно, как мы смогли сделать это на первом этапе», — обратилась Зурабишвили к законодателям и там же добавила, что «о необходимости продления чрезвычайного положения не может быть другого мнения», и что «все мы должны поверить экспертам здравоохранения, врачам и руководствоваться международными рекомендациями и практикой».

«Некоторые сейчас же требуют антикризисного плана. Все мы согласны, что такой план необходим, но это очень легитимное требование не должно быть причиной для задержки продления чрезвычайного положения», — сказала Саломе Зурабишвили, подчеркнув, что «сегодня не время для популизма и ложных обещаний».

Президент также пояснила, что именно «в ответ на наши убедительные шаги мы получили первый крупномасштабный поток финансовой помощи, на основе которого разрабатывается план по преодолению кризиса».

По словам президента, она ждет, что правительственный антикризисный план, который будет представлен 24 апреля, «удовлетворит потребности граждан и предприятий, которым необходима неотложная государственная поддержка». По словам Зурабишвили, «для того, чтобы сократить тяжесть социально-экономического кризиса и смягчить его последствия для населения, сегодня необходимо сохранить чрезвычайное положение».

В конце своего выступления президент подчеркнула, что продление чрезвычайного положения не предусматривает дополнительных ограничений, добавив, что ограничения, введенные в соответствии с чрезвычайным положением, не влияют на свободу слова и СМИ.

«Все это делается для того, чтобы продление чрезвычайного положения не оказало негативного влияния на своевременное принятие конституционных изменений и, следовательно, на календарь выборов и наш демократический путь», — сказала президент и там же выразила надежду, что Грузия покажет миру наилучший пример солидарности.

После выступления президента о необходимости продления чрезвычайного положения депутатам рассказала глава Администрации правительства Натиа Мезвришвили и отметила, что «ограничения должны быть пропорциональны ситуации» и «служить легитимным целям».

«Первой и главной законной целью было замедление распространения вируса и, следовательно, защита жизни и здоровья наших граждан», — сказала Мезвришвили, добавив, что именно ограничения в рамках чрезвычайного положения «дали нам возможность максимально замедлить распространение вируса и предотвратить его на ранней стадии».

Мезвришвили также выразила надежду, что «Парламент и сегодня надлежащим образом оценит существующие риски и поддержит решение президента об объявлении чрезвычайного положения».

Политические оценки

В то время как оппозиция требовала продолжения заседания Парламента в режиме вопросов и ответов и ответов от правительства на конкретные вопросы по поводу антикризисного плана, председатель Парламента сослался на Регламент и пояснил, что этот формат не предусмотрен в Регламенте Парламента и заседание продолжилось только в формате выступления фракций и комитетов.

Уже вчера было известно, что оппозиция не намеревалась поддержать продление чрезвычайного положения. Депутат от Единого национального движения Роман Гоциридзе заявил в своем выступлении, что партия пообещала поддержать продление чрезвычайного положения только в том случае, если «у правительства будет план по спасению от голода до миллиона оставшихся безработными наших граждан, а также бизнес-план поддержки бизнеса». «Мы ничего не видим», — добавил он.

Он также обвинил власть в избирательных подходах в условиях чрезвычайного положения, заявив, что власти заняли «бессильную» и «избирательную» позицию, и что дополнительные ограничения «принесли еще более серьезные последствия» и нанесли ущерб многим бизнесам. «Вы допустили много ошибок. Поэтому, если у нас не будет четкого плана, мы не сможем разделить ответственность. Только вам придется объявлять чрезвычайное положение», — сказал Гоциридзе.

Критическим был в отношении к власти также и депутат Европейской Грузии Зураб Чиаберашвили, который ответил, что власти до сих пор не смогли представить конкретный план по здравоохранению и экономики.

«Сохранение этих цифр инфицирования за счет закрытия всего не является эффективностью правительства», — сказал Чиаберашвили, подчеркнув, что правительству также не удается в должной мере исполнять установленные ограничения.

«Правительство хочет считаться с теми фанатиками, которые пользуются законопослушанием 95% населения и тем, что они сидят дома, и делают практически бессмысленным тот огромный экономический ущерб, голод и лишения, от которых пострадали почти все граждане Грузии», — сказал Чиаберашвили.

Он также сказал властям, что в ситуации, когда тестирование на идентификацию вируса в стране «будет проводиться в ограниченных количествах, мы всегда можем быть уверены, что у нас хорошее положение (с эпидемиологической точки зрения)».

Депутат от Альянса патриотов Ирма Инашвили также скептически отнеслась к продлению чрезвычайного положения. В своем выступлении она подчеркнула, что ее партия не видит необходимости в продлении комендантского часа, и не считает необходимым продлевать ограничение на передвижение на автомобилях до 27 апреля. По ее словам, задача должна состоять в том, чтобы противостоять эпидемии, а не вызывать «страдание» людей.

«Продление чрезвычайного положения неправильное решение. Не правильно создавать панику. Паника наносит больше вреда, чем сам вирус», — сказала Инашвили, подчеркнув, что неправильно останавливать экономику так долго и что это принесет больше вреда, чем «мы сейчас думаем».

Лидер партии «За справедливость» Эка Беслия также потребовала от правительства ответов по поводу антикризисного плана. «Мы должны принять осознанное решение, поддержать или нетпродление ограничений».

«То, о чем мы должны узнать в пятницу, а не знаем сегодня, что тут такого, что ответственность за это решение мы должны взять на себя, когда речь заходит об ограничениях, и если мы не знаем, что ждет эту страну и ее граждан завтра, я просто не хочу быть в числе ради статистики», — подчеркнула она.

Противоположная позиция была у депутатов правящей команды. Председатель Комитета по здравоохранению Дмитрий Хундадзе заявил, что сейчас не время для самоудовлетворения и полного снятия регуляций. По его словам, «именно недовольство, дискомфорт и этот необычный образ жизни, вызванные запретами, сделали то, что наша страна выглядит в наилучшем виже с эпидемической точки зрения».

Поэтому Хундадзе подчеркнул, что регуляции необходимы, и попросил оппозицию, не превращать вопрос в «предмет спекуляции». «Сейчас не время для критики. Регуляции будут такими, какими они должны быть, и результат будет таким, какой мы все хотим… Если кто-то не может помочь, не должен хоть мешать нам», — добавил он.

О продлении режима чрезвычайного положения в масштабах всей страны до 22 мая правительство Грузии объявило 21 апреля, а причиной этого решения назвало нахождение страны на этапе полномасштабного распространения коронавируса и переход в течение следующих 2-3 недель «в самую активную, пиковую фазу» распространения эпидемии.

Вчера же президент Грузии Саломе Зурабишвили ответила на обращение правительства видеообращением и заявила, что разделяет решение правительства и издаст соответствующий декрет о продлении чрезвычайного положения.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)