Site icon Civil.ge

Оппозиция не поддержит конституционные изменения без «освобождения политзаключенных»

Встреча представителей оппозиции в офисе Лейбористской партии, 13 мая, 2020. Фото: Кадр из видео телекомпании «Мтавари архи»

После паузы в несколько месяцев на фоне пандемии Ковид-19, оппозиционные партии 13 мая возобновили формат консультаций в офисе Лейбористской партии. По итогам встречи, которая продолжалась нескольких часов, они опубликовали совместное заявление, в котором призвали правящую партию выполнить обе части соглашения от 8 марта между оппозицией и Грузинской мечтой, включая «освобождение политзаключенных». В случае невыполнения соглашения, партии, поставившие свои подписи под соглашением, заявляют, что оппозиция не поддержит конституционные изменения, необходимые для реформирования избирательной системы.

Оппозиция возобновила формат консультаций после того, как 11 мая председатель Парламента Арчила Талаквадзе провел брифинг, на котором заявил, что Грузинская мечта «никому ни в какой форме не давала обещания» об освобождении «политзаключенных», и об этом свидетельствуют «все факты и документы, в том числе, текст самого соглашения».

В совместном заявлении оппозиционные партии отметили, что соглашение, достигнутое «с помощью международных друзей», подразумевало компромиссный вариант избирательной модели (формула 120/30) и «освобождение задержанных политических оппонентов и активистов».

«В тексте соглашения были указаны конкретные механизмы, какими путями можно было исполнить соглашение по вопросу политических заключенных. В частности, об эксклюзивных полномочиях президента, каковым является только помилование», — заявляют они, добавив, что соглашение было подписано «всеми» сторонами, кроме Альянса патриотов, который публично назвал в качестве причины «соглашение об освобождении политзаключенных».

«Посредники, послы США и ЕС, а также другие друзья Грузии, в том числе председатель Комитета по внешним отношениям Сената США (Джим) Риш, сопредседатель Группы друзей Грузии в Конгрессе Кинзингер и сопредседатель Парламентской ассамблеи Евронест Кубилюс», — заявляют они.

Оппозиционные партии заявили, что то, что «политзаключенных не освобождают», означает, что Иванишвили полностью срывает это соглашение. По их же словам, «в этих условиях оппозиционные фракции, которые были в режиме бойкоты, продолжат парламентский бойкот».

«Оппозиционные политические партии подчеркивают, что в случае не освобождения политзаключенных Иванишвили и его команда будут нести личную ответственность за неспособность изменить избирательную систему в очередной раз», — добавили они.

По мнению оппозиции, в случае невыполнения соглашения со стороны Иванишвили, Грузии будет нанесен ущерб, поскольку в условиях кризиса «получение помощи от друзей в сфере экономики и безопасности» может оказаться под угрозой. По их словам, за все это ответственность будет нести (Бидзина) Иванишвили».

«Наша задача, чтобы это соглашение состоялось. Наша задача, чтобы все изменения в Грузии были осуществлены только в рамках Конституции и мирным путем, чтобы Грузия могла перейти на качественно новый этап демократического развития и во второй раз сменить власть путем выборов», — заявила оппозиция, добавив, что «нарушение условия не спасет (Бидзину Иванишвили) от поражения на парламентских выборах 2020 года».

Комментарии представителей оппозиции после встречи

После завершения встречи лидеры оппозиционных партий в комментариях для СМИ говорили о «единодушии» среди оппозиции относительно «освобождения политзаключенных» и повторили, что, в случае невыполнения этого условия, оппозиция не поддержит, конституционные поправки, необходимые для реформирования избирательной системы.

По словам представителя Единого национального движения Тины Букучава, реализация обоих компонентов соглашения от 8 марта является «одинаково важной» для оппозиционных партий. По ее словам, Бидзина Иванишвили хочет внести раскол среди оппозиционных сил, но «он не получит этого», потому что «это будет нарушением соглашения от 8 марта со стороны Бидзины Иванишвили, и ответственность за это возлагается именно на него».

«Для принятия конституционных поправок требуется 113 голосов, которые есть у Бидзины Иванишвили для того, чтобы принять указанные поправки, если он этого хочет. (Однако для того), чтобы соглашение было выполнено и политический процесс был нормализован… он (Иванишвили) должен выполнить оба компонента соглашения. Это было подписано оппозицией, и это наша принципиальная позиция», — заявила Тина Бокучава.

Один из лидеров другой оппозиционной партии – Европейская Грузия Давид Бакрадзе также отметил, что его партия не поддержит конституционные изменения без «освобождения политзаключенных». По его словам, «возможность нормализации политической ситуации» они видят в выполнении именно обеих частей соглашения от 8 марта.

«Оба условия соглашения должны быть выполнены, и только после того, как власть предпримет эффективные шаги в обоих направлениях, откроется политическое пространство для того, чтобы оппозиция рассмотрела возможность изменения бойкота или участия в голосовании».

По его словам, его партия будет «работать как внутри страны, так и за ее пределами, чтобы мобилизовать общественное мнение, прежде всего, чтобы вынудить власть выполнить соглашение от 8 марта».

Лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили также подчеркнул единодушие оппозиции в отношении «освобождения политзаключенных». По его словам, если Бидзина Иванишвили продолжит в том же духе, его отношения с западными партнерами существенно осложнятся, и все это «трагически закончится» для него и его финансов. «Сезон Иванишвили закончится навсегда, потому что он в конечном опозорится, как неспособный принять конституционные поправки и человек, который не держит своего слова во второй раз».

Нино Бурджанадзе, лидер Демократического движения — Единой Грузии, убеждена, что власти обязательно придется выполнить свое обещание об «освобождении политзаключенных». По ее словам, власти открыли ящик Пандоры, в результате чего, в заявлениях западных партнеров «впервые упоминается слово политзаключённый», что, по словам Бурджанадзе, «губительно» для правящей силы.

«Соглашение от 8 марта состояло из двух частей, и мы едины в этом требовании. Поэтому мы должны продолжить усилия для того, чтобы оба соглашения были выполнены, и не позволить власти провалить это важнейшее соглашение», — отметил один из лидеров партии «Лело за Грузию» Бадри Джапаридзе.

Принятие конституционных изменений нуждается в поддержке 113 депутатов. На данный момент в Парламенте насчитывается 149 депутатов, подавляющее большинство из которых являются членами Грузинской мечты. В фракции «Единое национальное движение» 7 депутатов, в фракции «Европейская Грузия» — 19, в фракции Альянса патриотов Социал-демократов — 7. Кроме того, фракция «Независимые депутаты» состоит из 6 законодателей. Также 17 депутатов позиционируют себя в Парламенте как отдельные независимые депутаты. Среди них бывшие члены Грузинской мечты Тамар Чугошвили и Тамар Хулордава.

Теоретически, даже если депутаты Национального движения и Европейской Грузии (26 депутатов) откажутся поддержать конституционные поправки, ресурсы, необходимые для их принятия в Парламенте все равно остаются у Грузинской мечты (93 депутата), если она заручиться поддержкой как минимум 20 из оставшихся 30 депутатов.

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)