Site icon Civil.ge

Новое исследование показывает отношение общества к Западу, меньшинствам и недавнему прошлому

Фото: Яна Корбезашвили/Civil.ge

Согласно результатам исследования «Будущее Грузии», которые были опубликованы 27 апреля, подавляющее большинство респондентов (78%) поддерживают вступление страны в Европейский Союз. В то же время они поддерживают интеграцию в ЕС не только в экономических, но и в культурных целях. Есть и отличающиеся мнения — двое из пяти респондентов считают, что Евросоюз представляет угрозу для грузинской культуры.

Исследование также отражает отношение граждан Грузии к меньшинствам, оккупированным территориям и недавнему прошлому страны.

Исследование проводилось в рамках проекта «Будущее Грузии», который реализуется Фондом Карнеги-Европа и Фондом Левана Микеладзе. Он финансируется Королевством Швеция, а опрос населения был проведен организацией CRRC Georgia, в ходе которого были опрошены 1 928 респондентов. Опрос проводился 10-28 сентября 2020 г., его средняя погрешность составляет 2,2%.

Меньшинства, идентичность, Православная Церковь

69% респондентов согласны или полностью согласны с мнением о том, что конфликты, которые произошли в Грузии с момента обретения независимости, показывают необходимость большей терпимости по отношению к этническим меньшинствам. 22% не согласны или категорически не согласны с этой точкой зрения. Общественное мнение расходится по вопросу о том, показывают ли сепаратистские войны в Грузии после обретения независимости, что этнические и языковые меньшинства представляют собой «потенциальную угрозу безопасности страны». 47% согласны с этим мнением, а 42% не согласны.

Согласно опросу, 57% респондентов считают, что конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе 90-х годов можно было избежать, 18% не согласны с этим мнением, а 23% не имеют сформированной позиции. Что касается российско-грузинской войны 2008 года, то 55% не согласны с тем, что все было сделано для предотвращения войны. 28% согласны с этим мнением.

16% респондентов считают собственное этническое происхождение более важной характеристикой, а 67% идентифицируют себя в большей степени с гражданством. Для 15% населения Грузии обе идентичности одинаково важны. Согласно исследованию, проживающие в сельских местностях респонденты и молодые люди чаще думают, что этническая идентичность важнее. В этом контексте 47% респондентов не согласны и 20% категорически не согласны с точкой зрения, что только этнические грузины имеют право быть гражданами Грузии. Только 21% согласны с мнением, что гражданство Грузии следует предоставлять только этническим грузинам. 9% полностью согласны с таким мнением.

Общественное мнение также расходится по вопросу о том, должен ли гражданин Грузии быть православным христианином. 50% респондентов (согласны/полностью согласны) ответили положительно, 47% — отрицательно. Однако 47% респондентов заявили, что проголосовали бы за человека другой религии; 46% -за человека другой национальности; 19% — за человека, не владеющего грузинским языком.

69% респондентов считают, что увеличение числа представителей ЛГБТ в Парламенте Грузии окажет негативное влияние; 14% считают, что это не повлияет на ситуацию, и только 4% считают, что это окажет положительное влияние.

Согласно опросу, 62% респондентов поддерживают особый правовой статус, предоставленный Грузинской православной церкви Конституцией. 19% не поддерживают, а 17% не имеют сформированной позиции. 80% респондентов согласны с тем, что «Грузинская Православная Церковь способствует сохранению нравственных ценностей в обществе», а 79% считают, что «Православная Церковь является основой нашей идентичности».

Что касается мнения о том, что Грузинская Православная Церковь способствует сближению Грузии с Россией, то 35% полностью согласны или согласны, а 33% не согласны или совершенно не согласны. 30% не имеют ответа.

Отношение к Западу, евроатлантической интеграции

Согласно исследованию, 39% респондентов считают, что ЕС может лучше всего помочь Грузии; Затем идут США (24%) и Россия (13%). 15% считают, что ни одна из этих стран не может помочь Грузии, а 8% заявляют, что у них нет ответа. Следует отметить, что в основном этнические грузины считают, что ЕС и США поддерживают Грузию, а этнические меньшинства чаще всего называют Россию.

78% респондентов выразили поддержку интеграции Грузии в Европейский Союз, а 14% выступили против. 8% либо не имеют ответа, либо отказываются отвечать. Согласно опросу, этнические меньшинства в меньшей степени поддерживают вступление Грузии в Европейский Союз. 53% против этого, а большинство этнических грузин (82%) хотят, чтобы Грузия вступила в ЕС.

На вопрос «Если вам придется выбирать между возвращением Абхазии и Южной Осетии, с одной стороны, и членством в НАТО и ЕС, с другой, что бы вы выбрали?», 78% респондентов предпочли вернуть оккупированные территории; Только 13% поддержали членство в НАТО и ЕС, а 7% не имеют ответа.

Согласно опросу, 42% и 48% респондентов соответственно считают, что сближению с ЕС препятствует антизападная пропаганда России и грузино-российские разногласия по поводу статуса Абхазии и Цхинвальского региона.

На вопрос, представляет ли ЕС угрозу грузинским традициям, 50% ответили «нет», а 39% ответили, что ЕС угрожает грузинским традициям. 11% не имеют ответа. Согласно опросу, с этим мнением в основном не согласились те респонденты, которые имеют более высокий уровень образования.

Отношение к новейшей истории

Согласно опросу, 64% респондентов считают распад Советского Союза «позитивным событием для Грузии». С таким мнением не согласилось меньшинство населения (28%). Небольшая часть (8%) не имели ответа или не захотели отвечать на вопрос (1%). Согласно исследованию, жители Тбилиси, люди с высшим образованием и относительно более обеспеченные люди с большей вероятностью восприняли распад Советского Союза положительно.

Респонденты в период правления Национального движения (2004-2012) самыми большими достижениями страны назвали борьбу с преступностью/установление правопорядка (24%), а также экономический рост (23%). Что касается неудач правительства ЕНД, подавляющее большинство населения назвало нарушения прав человека (27%) и то, что не удалось предотвратить войну 2008 года (25%).

Что касается Грузинской мечты, 21% респондентов заявили, что правящая партия не добивалась успеха с 2012 года; 13% не знают, а 11% назвали лучшую защиту прав человека. По мнению респондентов, самый большой провал Грузинской мечты — слабый экономический рост (26%); Затем идет нарушение обещания об избирательной системе (9%); «Ночь Гаврилова» (8%) и невыполнение обещания о восстановлении справедливости (8%).

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)