Служба государственной безопасности Грузии сегодня опубликовала годовой отчет за 2021 год, в котором оцениваются основные вызовы и угрозы, стоящие перед страной, и рассматриваются приоритеты службы.
В качестве главных вызовов в отчете упоминается политика России, направленная на аннексию оккупированного Цхинвальского региона/Южной Осетии и Абхазии, деятельность иностранных спецслужб и попытки вмешательства в социальные и политические дела Грузии.
Российская оккупация
В отчете говорится, что активности российского воинского контингента и спецслужб в оккупированных регионах Грузии «составляла угрозу безопасности Грузии и региона».
Согласно документу, в 2021 году подразделения 7-й и 4-й военных баз Южного военного округа РФ провели более 125 учений различных видов и масштабов.
Служба госбезопасности заявила, что в отчетный период Российская Федерация продолжила процесс аннексии двух регионов, что выражалось в выражении территориальных претензий к абхазскому селу Айбга, подписании договора о двойном гражданстве с Цхинвали, переговорах о «Единой Осетии», в заявлениях абхазского лидера Аслана Бжания о «общем суверенитете» с Россией и попытке главного дипломата региона Инала Ардзинба ограничить деятельность международных организаций.
В отчете также говорится, что в 2021 году российские оккупационные силы произвольно задержали 70 граждан Грузии в Цхинвальском регионе и 11 — в Абхазии.
- Умер Геннадий Бестаев, которого недавно освободили из тюрьмы оккупированного Цхинвали
- В оккупированной Абхазии Ираклия Бебуа приговорили к 9 годам лишения свободы
За отчетный период было зарегистрировано 9 случаев «бордеризации» в Абхазии и 130 — в Цхинвальском регионе.
В документе также упоминается о закрытии властями Цхинвали пунктов пересечения с остальной Грузией, что привело к «полной изоляции» региона. «Что касается оккупированной Абхазии, линия оккупации была закрыта с марта 2020 года по 5 июля 2021 года, в том числе в одностороннем порядке оккупационными силами», — говорится в отчете.
Согласно документу, по-прежнему наблюдается проблема преднамеренной дискриминации этнического грузинского населения на оккупированных территориях, в том числе ограничение права на получение образования на родном языке.
Контрразведывательная деятельность
В докладе говорится, что 2021 год был сопряжен с «резко возросшими угрозами», что проявилось в проведении интенсивных военных учений вдоль границ стран региона и/или непосредственно на их территориях, а также в открытых заявлениях российских официальных лиц и, в ряде случаев, «в ультиматумах, озвученных по различным вопросам».
В докладе подчеркивается, что «периодические вооруженные конфликты между двумя соседними с Грузией странами, Арменией и Азербайджаном, оставались проблемой для безопасности Грузии и региона».
Кроме того, Служба безопасности продолжала активно выявлять «враждебные и деструктивные действия и провокации, провокационные мероприятия и планы против Грузии на ранней стадии» со стороны спецслужб отдельных стран.
«В результате этих действий лица, действующие в Грузии под дипломатическим прикрытием и контактировавшие с ними, покинули страну, а к некоторым из них был применен пограничный контроль с целью ограничения их въезда в страну», — говорится в отчете.
В Службе отметили, что особый интерес спецслужб зарубежных стран вызывает практически ко всем аспектам происходящих в Грузии политических и социально-экономических процессов, в том числе к военным вопросам и евроатлантической интеграции Грузии.
Попытки дестабилизации
По заявлению СГБ, внешние акторы использовали «для реализации собственной идеологической, религиозной и экономической политики», среди прочих ресурсов, как лояльных к ним граждан Грузии, так и иностранных граждан, находящихся с разным статусом в стране.
Согласно отчету, силы, заинтересованные в нанесении ущерба среде безопасности Грузии, в своей деятельности стремились нанести ущерб отношениям Грузии со стратегическими партнерами.
Согласно документу, 2021 год выявил активизацию политических сил, имеющих предполагаемую связь с внешними деструктивными акторами, в различной форме и платформах, включая социальные сети, веб-сайты, интернет-телевидение и телевещание. По заявлению СГБ, также велась пропаганда против прозападного курса страны.
По данным ведомства, в отчетный период было начато расследование по делу о заговоре с целью свержения государственной власти. Под этим, предположительно, имеется в виду дело возможного «заговора» «с целью свержения власти» с участием членов Единого национального движения.
Дезинформация
Согласно документу, политически заинтересованные и ангажированные лица распространяли против службы абсурдные и дискредитирующие обвинения, в том числе якобы о сотрудничестве с иностранными спецслужбами по политическим мотивам и якобы причастности к незаконной коммерческой деятельности должностных лиц службы.
По мнению следственного ведомства, распространение информации об утёкших в прошлом году из СБУ файлах было «достаточно вредоносным», а «крайняя политизация вопроса и сознательное выведение из правового поля служили субъективной политической повестке дня конкретных политических сил».
Кибербезопасность и терроризм
По заявлению СГБ, в 2021 году в Грузии мишенью была критическая информационная инфраструктура, в частности, «информационные системы и технологии, используемые при реализации функций и услуг, критически важных для государства и общества».
Согласно документу, в течение 2021 года в Грузии не было зарегистрировано ни одного террористического акта, в то же время не было никаких доказательств финансирования или иной помощи терроризму на территории Грузии.
По теме:
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)