Представители всех сторон, так же как и посредники, после проведенных 19 ноября в Женеве переговоров отметили конструктивность встречи, и отметили, что достигнута договоренность о продолжении обсуждения вопросов безопасности и возвращении перемещенных лиц 17-18 декабря.
Второй раунд переговоров в Женеве, при посредничестве ЕС, ООН и ОБСЕ прошел в рамках двух неформальных рабочих групп, и в этих переговорах участвовали представители Грузии, России, США и двух сепаратистских регионов. Участники встречались без идентификации тех субъектов, которых они представляли. 19 ноября официальное пленарное заседание не проводилось.
Благодаря этому формату удалось предотвратить противоречия между сторонами в связи со статусом участников встречи. Именно по этой причине 15 октября и провалилась первая аналогичная встреча.
Министерство иностранных дел Грузии заявило, что во встречах в рамках рабочих групп участвовали также и представители легитимного правительства Абхазии и Временной администрации Южной Осетии. Одна группа работает по вопросам безопасности и стабильности, а другая – по вопросам возвращения вынужденно перемещенных лиц.
В распространенном 19 ноября заявлении МИД Грузии заявил, что встреча прошла в «позитивной рабочей атмосфере».
Заместитель де-факто министра иностранных дел Абхазии Максим Гвинджия, который также участвовал во встрече, заявил, что это были «первые рациональные и конструктивные переговоры после (августовских) событий в Южной Осетии».
«Конструктивность этих переговоров обусловлена тем фактом, что все участники были представлены равным статусом», — заявил он.
Аналогичное заявление сделал и заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, по словам которого «принципиальное значение имело» то, чтобы «все три кавказских государства» были представлены с равноправным статусом. Вместе с Грузией среди этих «государств» он имел в виду также и Абхазию и Южную Осетию, независимость которых Москва признала после августовской войны.
Но, МИД Грузии подчеркнул в своем заявлении, что встречи проходили «на неформальной основе в рамках индивидуальных представителей».
«Стороны там были представлены, как индивидуальные представители, но позвольте заявить об очевидном факте, что все знают, кем являются остальные», — заявил заместитель государственного секретаря США Дэниел Фрид после переговоров, — «И в то время, когда все делегации в определенной степени подчеркнули свои основные позиции по более важным вопросам, ни одна из них не пыталась сорвать обсуждения».
По заявлению Министерства иностранных дел Грузии, обсуждения показали, что формат был подготовлен хорошо, и работал хорошо. Хотя, министерство также отмечает, что Тбилиси с нетерпением ждет продолжения переговоров 17-18 декабря в рамках, как пленарной, так и рабочей встреч.
На вопрос, сформировался ли формат женевских встреч в качестве правила для всего Женевского процесса, представитель США на переговорах Дэниел Фрид ответил: «все заседания не будут такого типа». Он также заявил, что специальный представитель ЕС по вопросам кризиса в Грузии Пьер Морел продолжит подготовку очередного раунда переговоров.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Гига Бокерия после встречи заявил, что должен быть сформирован «новый режим безопасности» и «первым шагом» в этом направлении должен стать допуск международных наблюдателей во внутрь сепаратистских регионов. Он также выразил надежду, что Россия, которая не поддерживает идею допуска наблюдателей в сепаратистские регионы, пересмотрит свою позицию.
Но, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин заявил после встречи, что для Москвы стабильность на прилегающих к Южной Осетии и Абхазии территориях представляет собой предмет большего беспокойства. Что касается международного присутствия внутри двух сепаратистских регионов, Карасин заявил, что Москва настоятельно требует изменения мандатов действующих в Грузии миссий ООН и ОБСЕ. В частности, по слова Карасина, необходим новый мандат для Миссии ОБСЕ в Грузии и отдельный мандат для Миссии ОБСЕ в Южной Осетии, который не будет зависеть от Тбилисского офиса миссии. Аналогичный подход проявляет Москва и в отношении Миссии ООН по наблюдению в Грузии, которая работает по вопросам Абхазии.
Представители Грузии заявили, что на встрече они поставили вопрос о невыполнении Россией соглашения из шести пунктов о прекращении огня, и выдвинули вопросы необходимости создания новых полицейских и миротворческих миссий.
По сообщению МИДа Грузии, грузинская сторона также подчеркнула «участившиеся факты мародерства и похищения людей, а также нападений на грузинских правоохранителей и гражданских лиц, в результате чего за последние два месяца погибли 10 человек».
«В принципе, участники договорились подготовить механизмы предотвращения и управления инцидентами, обсудить режим прекращения огня/мира, который установит правила для обеспечения минимальной безопасности вдоль административной границы, а также создать пункты пересечения, чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение местного населения», — заявил МИД Грузии.
Специальный представитель ЕС по вопросам кризиса в Грузии Пьер Морел заявил после встречи, что все стороны признали необходимость безопасного и достойного возвращения вынужденно перемещенных лиц.
Ожидается, что УВКБ ООН и Еврокомиссия до следующего раунда переговоров направят миссию в регион для оценки состояния вынужденно перемещенных лиц.
Заместитель госдепартамента США Дэниел Фрид 19 ноября заявил, что «день был конструктивным».
«Сегодняшний день женевских обсуждений был более успешным, чем безуспешное заседание в прошлом месяце. Никто не покидал заседаний. Фактически, состоялось продуктивное обсуждение некоторых острых вопросов», — заявил он на пресс-конференции.
По его словам, сопредседатели – ЕС, ОБСЕ и ООН – на основании прошедших 19 ноября обсуждений составят предложения, «в частности, в связи с контролем предотвращения инцидентом и их урегулированием».
Фрид также заявил, что между сторонами снова сохраняются «серьезные противоречия» в связи со статусом Абхазии и Южной Осетии, а также ответственностью за войну. «Но, ни один человек, ни одна из сторон не пыталась создать кризис», — добавил он.
Специальный представитель ООН Йохан Вербеке заявил журналистам после встречи, что не обсуждались такие «сложные политические вопросы», как статус, «по которому невозможно достичь соглашения в короткий период времени».
«Мы договорились приостановить эти вопросы, и на данном этапе обсуждать конкретные вопросы, которые напрямую связаны с людьми», — заявил он.
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб заявил опубликованном по окончании встречи заявлении, что переговоры продвигаются и входят в рабочую фазу.
«Они (стороны) перешли от процедурных обсуждений к практическим вопросам, которые лично затрагивают людей на месте», — заявил он.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)