Временная парламентская комиссия по изучению августовских событий 18 декабря опубликовала объемисты доклад, в котором поддержала официальную версию властей Грузи по тем событиям, которые привели страну к войне.
Заключение, которое было зачитано председателем комиссии Паатой Давитаия в прямом эфире, отражает и те недостатки государственных структур, которые были выявлены в ходе августовских событий.
В начале заключения говорится, что «российская агрессия против Грузии не начиналась в августе 2008 года». Доклад приводит официальную версию Грузии о событиях, как начались боевые действия в Абхазии и Южной Осетии в начале 90-х гг. далее в докладе приводится детальная хронология событий, предшествовавших августовскому конфликту, как это было представлено в показаниях большинства представителей властей Грузии, которые были даны комиссии.
В заключительной части, которая касается «действий властей Грузии в ходе войны и выявленных недостатков», говорится, что «главным недостатком властей Грузии доавгустовского периода можно считать неосуществление официальной делегитимации российских миротворцев».
Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили 27 октября, давая показания комиссии, заявил, что Тбилиси рассматривал вопрос о прекращении мандата российским миротворческим силам, но не осуществил этого, так как западные партнеры Грузии дали иной совет.
В своем заключении комиссия заявила, что такой «конструктивный подход» Тбилиси к данному вопросу не смог выполнить сдерживающую функцию в отношении Российской Федерации.
«Российская Федерация превратила собственный «миротворческий» контингент в полномасштабного участника осуществленной против Грузии агрессии», — говорится в заключении, — «С одной стороны, факт «нападения» на «миротворцев» был использован в качестве повода для начала агрессии, и с другой стороны, с их штаба (миротворцев) осуществлялось нападение на население Грузии».
В связи с заявлением бывшего посла Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили комиссия заявила, что попросила Генеральную прокуратуру провести дополнительное расследование. Согласно заявлению Кицмаришвили, в кругу властей Грузии была группа высокодолжностных лиц, которая заявляла, что США дали зеленый свет Тбилиси для начала боевых действий в Южной Осетии.
В заключении также говорится, что были выявлены «серьезные недостатки» в системе обороны.
«Основываясь на информацию начальника Генерального штаба, было выявлено, что существовали проблемы в системе военной связи», — заявила комиссия.
Согласно заключению, боевые действия выявили «полную неадекватность на всех уровнях» системы резервистов.
В докладе также говорится, что сделанное генералом Мамукой Курашвили 7 августа заявление о начале «восстановления конституционного порядка» в Южной Осетии было вызвано «недостаточной готовностью с точки зрения коммуникационной стратегии Министерства обороны в первые часы начала боевых действий, а также отсутствием координации в деле выдачи информации».
«(Заявление Курашвили) в дальнейшем было использовано в пропагандистской кампании против Грузии», — отмечается в докладе.
«В Министерстве обороны не было осуществлено стратегическое планирование на соответствующем уровне», — говорится в докладе, — «Потеря определенной части вооружения обусловлена недостатками в кадровой политике в звене офицеров. Тут же, примечательно, что определенный контингент офицеров лишь несколькими неделями раньше начала российской агрессии завершил прохождение курса обучения».
«У Генерального штаба не был разработан предварительно план организованного отступления, и приходилось принимать решения в оперативном режиме. Этот факт указывает на слабость в планировании боевых операций со стороны Генерального штаба», — говорится в докладе комиссии.
Комиссия также попросила Генеральную прокуратуру провести расследование в связи с заявлением руководителя легитимного правительства Абхазии Малхаза Акишбаия. В частности, данное заявление касалось того факта, что Акишбаия не удалось добраться в Кодорское ущелье прежде чем вооруженные абхазы при помощи российских войск захватили бы ущелье. Комиссия также передала Генеральной прокуратуре дело об эвакуации здания Министерства обороны Грузии.
Комиссия попросила Генеральную прокуратуру расследовать тот вопрос, как отреагировало Министерство энергетики на информацию Службы разведки Грузии о том, что российские инвесторы, имена которых не конкретизируются, были готовы вложить инвестиции в энергетический сектор Грузии. Руководитель Службы разведки Гела Бежуашвили при даче показаний комиссии заявил, что его ведомство передало данную информацию Министерству экономики, но позже Служба разведки заявила, что информация была передана Министерству энергетики.
Рекомендации, которые были разработаны комиссией с целью исправления недостатков, выявленных в ходе августовской войны:
1. Совет национальной безопасности (СНБ) должен пересмотреть Концепцию безопасности страны с адекватным учетом существующих рисков;
2. СНБ должен разработать адекватную систему раннего оповещения по угрозам;
3. СНБ и правительство должны сформировать и разработать Концепцию Единого центра по управлению кризисами;
4. СНБ и соответствующие министерства правительства должны разработать адекватные стратегии коммуникации в ходе кризиса;
5. СНБ и правительство должны пересмотреть Концепцию гражданской обороны и разработать планы адекватной гражданской обороны;
6. Основательно должна быть пересмотрена система подготовки и мобилизации резервистов;
7. Министерство обороны должны предпринять адекватные меры для исправного функционирования системы связи;
8. Правительство Грузии должно предпринять все возможные меры в соответствии с недостатками системы ПВО; Результаты регулярно должны быть представлены Группе доверия Парламента Грузии;
9. Разработать инструкции действий дипломатического корпуса Грузии в ходе кризиса;
10. Особое внимание уделить привлечению на дипломатическую службу квалифицированных человеческих ресурсов и их развитию;
11. Соответствующие комитеты Парламента Грузии в постоянном режиме должны подключиться к мониторингу выполнения данных рекомендаций;
12. Данные системные проблемы ставят необходимость кадровых изменений в соответствующих ведомствах, как среди политических должностных лиц, так и военных.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)