Генеральный секретарь ООН Пан Ги-Мун призвал к сохранению присутствия Миссии ООН в ее "текущей конфигурации" в Грузии, а также предложил меры по обеспечению новой системы безопасности.
В своем докладе Совету Безопасности ООН о положении в Абхазии, который охватывает период с октября 2008 года по январь 2009 г., Генеральный секретарь определил шесть задач, возможность осуществления которых, как он считает, должна быть предоставлена миссии.
Эти задачи, в основном, предусматривают тот же мандата, который был у миссии на протяжении более десяти лет, и который включает регулярное патрулирование по обеим сторонам административной границы Абхазии, а также в Кодорском ущелье; Улучшение гуманитарной ситуации и поддержка безопасного и достойного возвращения перемещенных лиц и беженцев; Оказание помощи сторонам в деле дальнейшего развития взаимосогласованного режима безопасности; Действия в сфере защиты прав человека и оказание помощи грузинским и абхазским правоохранительным органам; Взаимоотношения со всеми соответствующими сторонами, а также с силами безопасности и вооруженными силами с целью предотвращения напряженности.
Шестая задача, изложенная Генеральным секретарем, включает контроль за выполнением сторонами всех элементов режима безопасности, утвержденного Советом Безопасности и расследование существующих нарушений.
В докладе, который был обнародован 5 февраля, Пан Ги-Мун также представил предложения в связи с возможным соглашением из пяти пунктов по механизмам безопасности. Предлагаемые меры, в определенной степени, также повторяют элементы Московского соглашения 1994 года о прекращении огня и разъединении сил, из которого Грузия вышла после августовской войны.
Изложенные Генеральным секретарем пункты, которые «рассматривается в качестве основы для эффективного режима безопасности", заключаются в следующем:
• Строгое соблюдение режима прекращения огня на суше, на море и в воздухе, и воздержание от враждебных действий;
• Запрещение присутствия вооруженных сил и вооружения в "зоне безопасности" – на 12 километровом участке с каждой стороны административной границы Абхазии, который был предусмотрен в Московском соглашении. Согласно этим мерам, будет разрешено присутствие лишь сотрудников правоохранительных органов не более чем 600 с каждой стороны, вооруженных персональным легким оружием. Создание зоны, аналогичной "зоне ограничения вооружений" – которая будет больше, чем установленная Московским соглашением 24 километровая зона безопасности по обеим сторонам административной границы, в которой будет запрещено размещение боевой техники, в том числе танков, бронетранспортеров, всех видов артиллерии и минометов;
• Запрет на полеты военных самолетов и беспилотных летательных аппаратов в районах, упомянутых выше;
• Заблаговременное уведомление о любых изменениях в развертывании вооруженного персонала и оснащения в упомянутых выше зонах;
• Назначение каждой стороной уполномоченных представителей, которые, в том числе и при помощи ООН, будет поддерживать связь на регулярной и разовой основе, будет обмениваться информацией с целью предотвращения напряженности и урегулирования инцидентов.
"Вышеупомянутые элементы не представляют собой всеобъемлющий режим безопасности, и они не занижают соглашения, достигнутые сторонами", — заявил Пан Ги-Мун, но там же добавило, что этот режим может служить до тех пор, пока не будет достигнуто новое соглашение о "всеобъемлющем режиме безопасности».
Министерство обороны Грузи, подписав меморандум с Наблюдательской миссией ЕС, в одностороннем порядке решила ограничить развертывание своих сил в радиусе 15 км. от административной границы Абхазии.
В своем докладе Генеральный секретарь отметил, что в отчетный период произошло "значительное число инцидентов, связанных с потерями с обеих сторон".
"Дальнейшее ухудшение ситуации не исключается", — говорится в докладе.
В соответствии с докладом, в настоящее время численность российских вооруженных сил в Гальском районе, на абхазской стороне административной границы, составляет один батальон, включая поддерживающие компоненты.
В декабре Миссия ООН заметила колонну российской тяжелой военной техники, включая танки и самоходные артиллерийские системы, которые были введены в Гальский район, в частности, в 12 километровую "зону безопасности" вблизи с административной границей.
Ссылаясь информацию российской стороны, в докладе говорится, что российские войска были развернуты в регионе в пяти зонах, расположенных вдоль административной границы, простирающиеся от Гальского района в селах на побережье Черного моря: Лекухона, Саберио, Чубурхинджи, Набакеви, а на посту на побережье.
Кроме того, согласно докладу, в декабре в нижней части Гальского района появились абхазские военные колонны, в состав которых входили танки Т-55, бронетранспортеры и тягачи, на которых были установлены противовоздушные системы.
Что касается Кодорского ущелья, верхняя часть которого контролировалась грузинской стороной до августовской войны, российская батальон расквартирован в штабе бывших миротворческих сил СНГ в Генцвиши. Согласно докладу, в верхней части Кодорского ущелья было создано пять постов российской армии, в том числе на перевалах Хида и Каламри-Сухи.
Ссылаясь на информацию, представленную абхазской стороной, в докладе говорится, что в зимний период в ущелье остались 172 жителя. Согласно докладу, сепаратистские власти заявили, что все местное население, число которого составляет около 2000 человек, может вернуться обратно, если они получат абхазские паспорта и откажутся от гражданства Грузии. Жители Верхней части Кодорского ущелья покинули свои дома в то время, когда в августе прошлого года туда вошли российские и абхазские силы.
В докладе также говорится, что на грузинской стороне административной границы силы МВД Грузии создали новые посты, и разместили 22 легкобронированных машин «Кобра», что «способствовало появлению ощущения напряженности».
Несмотря на призыв о сохранении присутствия Миссии ООН по наблюдению, в отличие от предыдущего доклада Генерального секретаря, в последнем докладе ничего не говорится, на какой срок должен быть продлен мандат.
Пан Ги-Мун заявил, что ситуация вокруг миссии ООН является неясной после августовской войны. В октябре Совет Безопасности ООН поддержал техническое продление мандата на четыре месяца до решения Женевских переговоров. Однако никакой конкретной договоренности по данному вопросу в рамках Женевских переговоров достигнуто не было. После признания Абхазии Россия настаивает на создание отдельной миссии ООН в Абхазии, которая не будет зависеть от штаб-квартиры Миссии в Тбилиси.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)