Site icon Civil.ge

В своем обращении к Парламенту президент говорил о вызовах

 

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили направляется к трибуне в зале заседания Парламента в Кутаиси, чтобы обратиться к депутатам 14 ноября. Фото: Пресс-служба президента

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили в своем обращении к Парламенту 14 ноября заявил, что кризис в Грузинской мечте, возникший в последнее время, является «симптомом более широкой проблемы», и показывает «недостаточность институционального управления».

«В течение последнего одного года я не раз отмечал, что неуважение институтов, игнорирование принципов баланса и распределения сил создаст сложности государственной системе. так и произошло; За последние дни было непонятно, кому служат государственные институты – собственному политическому руководству или государству», — заявил Маргвелашвили.

После освобождения Ираклия Аласания с должности министра обороны, вслед за чем последовали отставки министра иностранных дел и государственного министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, президент Маргвелашвили попросил Парламент на прошлой неделе, учесть в повестке дня его «чрезвычайное выступление» перед Парламентом и обществом. Отстранение Аласания от правительства также вызвало выход его партии «Свободные демократы» из правящей коалиции. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили отстранил Ираклия Аласания с должности министра обороны после той реакции, которую он выразил в связи с арестами сотрудников Министерства обороны и в связи с еще одним делом против оборонного ведомства. Эти дела Аласания назвал «политически мотивированными» и заявил, что «это было атакой против евроатлантического выбора Грузии».

Президент Маргвелашвили заявил Парламенту, что уход из правительства тех трех министров, которые руководили «ключевыми направлениями с точки зрения европейской и евроатлантической интеграции страны, вызвали вопросы внутри страны или за ее пределами в связи с тем, насколько эффективно продолжится формирование Грузии в качестве государства европейского типа – в качестве части Европы».

«Соответственно, думаю, что сегодня, как никогда, после осуществленной в 2012 году в стране смены власти, необходима консолидация этого курса, придание ему новых импульсов и подтверждение его необратимости», — сказал он.

«В первую очередь, причина политических процессов более глубока, чем несовместимость одной политической группы «Свободных демократов» с повесткой дня правящей коалиции», — отметил президент.

«Причиной этих политических процессов является то, о чем я говорил не раз в течение последнего года и состоит в недостаточности институционального управления в стране», — заявил Маргвелашвили.

«В течение последнего одного года я не раз отмечал, что неуважение институтов, игнорирование принципов баланса и распределения сил создаст сложности государственной системе. так и произошло; За последние дни было непонятно, кому служат государственные институты – собственному политическому руководству или государству, насколько соблюдаются принципы государственной тайны, непредвзятости расследования или деполитизации ведомств», — отметил он.

«Одно ясно – невозможно будет служить двум господам – мы не сможем одновременно декларировать европейские цели, и в то же время, строить государство по какому-то другому принципу. Этому нас учит хотя бы новейшая история нашей страны. Вспомним: Саакашвили громко говорил о «западности», но пожелав строить недемократическое государство, отдаленное от запада, потерпел крах», — сказал президент Маргвелашвили и добавил, что демократический стандарт нынешней власти «намного выше прежнего».

В своем выступлении Маргвелашвили подчеркнул необходимость подведения процесса принятия решений в формализованные и институциональные рамки. Он также отметил значение участия гражданского общества в этом процессе в Грузии.

«Очевидно, что демократизация и институционализация является основой основ европейской и евроатлантической интеграции нашей страны», — заявил Маргвелашвили.

Президент, который принял Ираклия Аласания 13 ноября в своем дворце, также сказал депутатам, что Парламент должен обеспечить эффективные механизмы контроля, которые обеспечат стабильность правительства, а также защитят политиков, чтобы «несправедливо» не происходила их дискредитация. В этом контексте он напомнил и о деле бывшего министра сельского хозяйства Давида Кирвалидзе.

Аресты сотрудников Министерства обороны и Объединенного штаба в конце способствовали возникновению параллелей с тем делом, которое касалось ареста нескольких сотрудников Министерства обороны в мае 2013 года также по обвинению в растрате; Тогдашний министр сельского хозяйства Давид Кирвалидзе покинул должность после этих арестов. Но спустя девять месяцев обвинения в растрате с сотрудников Минсельхоза были сняты.

«Мы должны суметь и создать такую обстановку, когда мы и все общество внезапно не окажемся перед такой реальностью, когда министр нашего же правительства, осуществленные которым реформы придали новый импульс развитию сельского хозяйства, подозревается в коррупции, что, между прочим, не подтверждается и ничего за этим не последовало. А другой министр, признанный со стороны НАТО за его заслуги по созданию именно прозрачной системы, высокодолжностные лица в его ведомстве внезапно были бы обвинены в коррупции, в преступлении, — заявил Маргвелашвили.

«Мы должны защищать стабильность нашего правительства именно путем эффективного контроля, мы должны защищать наших политиков от дискредитации. В противном случае, мы получим запуганную, безинициативную и неэффективную государственную систему; а реальная возможность такой защиты находится в эффективном парламентском контроле, когда Парламент, и т.е. общество, имеет максимальную информацию», — сказал он.

В своем выступлении президент Маргвелашвили также обострил внимание на тех вопросах, которые, по его словам, должен урегулировать Парламент, и наряду с другими вопросам он заявил также о необходимости реформирования МВД. Данной структуре подчинены также и службы безопасности.

«Во время правления прежней власти, посредством слияния полиции и служб безопасности, инкорпорирования структур безопасности в МВД, была создана структура с беспрецедентными полномочиями, которая, фактически, не подчинялась демократическому контрою и превратилась в машину масштабного нарушения прав человека», — заявил Маргвелашвили.

«Поэтому отделение служб государственной безопасности от системы МВД, осуществление дееспособного контроля над их деятельностью, является неотложной необходимостью, и с этой точки зрения роль Парламента является особенной. Примечательно, что все это содержится в программе правящей коалиции», — сказал он и добавил, что пока еще нужно выполнить предвыборное обещание.

Он также говорил о необходимости реформирования прокуратуры, чтобы раз и навсегда снять вопросы относительно политизации прокуратуры». по словам президента, «решающую роль играет обеспечение ее институциональной независимости».

Для этого необходимо предпринять смелые шаги, в том числе и на законодательном уровне», — заявил Маргвелашвили.

Маргвелашвили заявил, что создание сильных институтов также требует существования стабильной и профессиональной публичной службы. «Смена власти или руководства не должна вызывать массовое увольнение кадров с публичной службы», — сказал президент.

«Фактически, по всем этим вызовам необходимо сказать особое слово в Парламенте. Именно это является главной целью моего обращения к вам. Парламент обладает многими механизмами, с использованием которых он может, с одной стороны, стать флагманом реформ по евроинтеграции, и с другой стороны, путем осуществления эффективного контроля правительства, гарантировать стабильность европейского и евроатлантического курса», — заявил Маргвелашвили.

По его словам, придя в Парламент, он хотел продемонстрировать единство «в это решающее время европеизации страны», и призвал к ускорению тех реформ, которые необходимы для интеграции страны в европейские и евроатлантические структуры. Он также заявил, что необходимо ускорить осуществление нового пакета сотрудничества между НАТО и Грузией.

В своем выступлении Маргвелашвили также говорил об «угрозе аннексии» сепаратистской Абхазии и Южной Осетии со стороны России.

«Угроза аннексии должна не разделять нас, а сплачивать», — заявил он – «Поскольку единственным выходом и ответом на эти действия России является евроатлантическая интеграция и европеизация страны».

После завершения выступления президента депутаты Национального движения покинули зал заседания в знак протеста не в отношении Маргвелашвили, в из-за решения парламентского большинства, чтобы после обращения президента дебаты в законодательном органе не проходили. Обычно, дебаты проводятся после ежегодных выступлений президента перед депутатами с ежегодным докладом, но так как это не было ежегодным обращением, которое, как правило, слушается в феврале, депутаты Грузинской мечты не удовлетворили предложение Национального движения о назначении дебатов. 15 ноября Национальное движение планирует провести акцию протеста в центре Тбилиси, чтобы опротестовать «попытку аннексии» сепаратистских регионов Грузии со стороны России, а также бездействие властей Грузии, воспрепятствовать этим попыткам.

Председатель Парламента Давид Усупашвили был единственным депутатом, который выступил в Парламенте после обращения президента. Он заявил, что перед Парламентом, правительством и президентом стоят две главные задачи, которые должны быть урегулированы одновременно.

«Нам предстоит в параллельном режиме решить две задачи: одно доведение до исправного состояния институциональной системы, и побороть то уродливое наследие, которое досталось нам, построить систему управления институтами и государством европейского типа и стиля, и в то же время, управлять страной посредством систем, находящихся в процессе этих изменений. Если по какому-нибудь направлению мы не приложим достаточно усилий, обязательно перед нами возникнут серьезные проблемы», — заявил Усупашвили.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)