Site icon Civil.ge

Маргвелашвили: Действия России по фиксированию границы в Цхинвальском регионе не принизят транзитную роль Грузии



Трафарет с надписью «Государственная граница Республики Южная Осетия» был установлен у административной пограничной линии сепаратистского региона 10 июля.

Установление Россией указателей т.н. границы у административной пограничной линии Южной Осетии, вблизи с магистралью Восток-Запад и на той территории, где проходит нефтепровод Баку- Супса, не принизят значение Грузии, как транзитной страны, — заявил президент Грузии Георгий Маргвелашвили.

«Для каждого гражданина Грузии, и, естественно, для меня неприемлем каждый новый метр разделительной линии на грузинской земле. Особенно тогда, когда разделительная линия проходит вблизи стратегических объектов», — заявил президент Маргвелашвили.

«Но функция нашей страны, как транзитной страны, которую мы развиваем так эффективно, не будет принижена, и в будущем еще больше усилится», — заявил он.

Данное заявление Маргвелашвили сделал после встречи с руководителем Миссии наблюдателей ЕС в Грузии Кястутисом Янкаускасом, а также с представителями Международной корпорации Грузии по нефти и газу и компании «Бритиш Петролиум» (ВР).

10 июля на прилегающих территориях к селу Цителубани Горийского района и селу Орчосани оккупированного Ахалгорского района были установлена указатели т.н. границы сепаратистской Южной Осетии.

С места установленного указателя невооруженным глазом можно видеть главную автомагистраль Грузии Восток-Запад, который также используется для перемещения транспортных средств из Азербайджана и Армении по направлению к портам Черного моря и Турции.


Пунктирная линия отмечает административную границу Южной Осетии.

Участок 830-километрового нефтепровода Баку-Супса, оперируемого компанией ВР, протяженностью 1605 метров, оказался по другую сторону указателей т.н. границы, установленных российскими военными 10 июля у административной границы Южной Осетии.

Трубопровод Баку-Супса, который известен под названием Экспортного трубопровода западного маршрута, соединяет Азербайджан с терминалом Супса у Черноморского побережья Грузии.

Руководитель Службы по общественным связям компании ВР Тамила Чантладзе заявила Civil.ge 13 июля, что Экспортный трубопровод западного маршрута продолжает функционирование в обычном, безопасном режиме и с высокими международными стандартами.

В 2014 году по трубопроводу Баку-Супса была осуществлена транспортировка 31 млн. баррелей нефти, а в первой половине 2015 года – 16 млн. баррелей.

Через управляемый компанией ВР еще один нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который также проходит через Грузию, в 2014 году была осуществлена транспортировка более 260 млн. бакалей нефти из Азербайджана в турецкий порт Джейхан.

Министр энергетики Грузии Каха Каладзе заявил, что участок Экспортного трубопровода западного маршрута протяженностью 1605 метров, который оказался за пределами контролируемой грузинской стороной территории, обойдет эту территорию, если у трубопровода возникнут проблемы.

По информации ВР, еще до размещения указателей границы компания активно разрабатывала планы обновления трубопровода, замены оставшихся советских труб и изменения маршрута некоторых его участков.

По словам представителя ВР, именно в рамках этого плана произойдет перенос трубопровода с территории оккупированного Ахалгорского района.

В 1999 году, когда Экспортный трубопровод западного маршрута был задействован в полной мере, Ахалгорский район, так же как и другие части бывшей автономной области Южной Осетии подчинялись контролю Тбилиси; Власти Грузии потеряли контроль над этими территориями в результате российско-грузинской августовской войны 2008 года.

От трубопровода Баку-Супса власти Грузии в прошлом году в виде прибыли получили 7,7 млн. долларов США.

В 2006 году, когда трубопровод был временно закрыт в связи с ремонтными работами, транспортировка нефти осуществлялась по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и по ЖД.

Сепаратистские власти Южной Осетии назвали «надуманными» опасения, высказанные в связи в работой трубопровода Баку-Супса.

Хох Гаглойты, который представляет Цхинвали на встречах в Эргнети в рамках Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них, заявил, что «истеория» Тбилиси в связи с поводимыми «на территории Южной Осетии» «плановыми работами» можно охарактеризовать «как вульгарная провокация».

««Переживания» же отдельных персон из тбилисского политико-административного истеблишмента по поводу функционирования участка международного нефтепровода Баку-Супса, пролегающего по территории РЮО, выглядят надуманными», — заявил Гаглойты.

«Участок нефтепровода Баку-Супса, проходящий по территории Южной Осетии функционирует в надлежащем рабочем ключе с момента его укладки. В случае возникновения вопросов с обслуживанием нефтепровода Баку-Супса, компания оператор ВР может вполне самостоятельно обратиться к РЮО, и нет никаких сомнений в том, что будет сделано и делаться все для его полноценного функционирования», — отметил он.

В то же время, 13 июля заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Дондуа встретился с иностранными дипломатами и предоставил им информацию о размещении указателей т.н. границы.

МИД Грузии осудил «незаконное размещение» указателей и призвал международное содружество «дать соответствующую оценку этому шагу, который направлен против безопасности и мира на месте».

Если за установлением указателей т.н. границы последуют также и действия по «обустройству границы», в том числе и возведение ограждений из колючей проволоки, как это произошло на других участках административной пограничной линии, местные жители окажутся отрезанными от своих сельскохозяйственных земель.

«Это очевидная провокация, целенаправленная провокация. Очень опасная провокауия», — заявил специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе 12 июля.

Абашидзе, который посетил те территории, на которых российские пограничники установили указатели т.н. границы, заявил, что намеревается выдвинуть этот вопрос на встрече с заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным 15 июля в Праге в рамках того прямого двустороннего диалога, который стартовал между двумя странами в конце 2012 года.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)