Site icon Civil.ge

Преодолено президентское вето по законопроекту о банковском надзоре

На первой же неделе осенней сессии 3 сентября Парламент Грузии преодолел президентское вето по пакету законопроектов о банковском надзоре, который лишает Национальный банк Грузии функции финансового надзора.

За преодоление вето проголосовал 81 депутат от правящей коалиции Грузинская мечта против 12.

Оппозиционные депутаты от Национального движения и Свободных демократов не поддержали преодоление вето.

Обсуждение этого вопроса в Парламенте началось на заседании 2 сентября, во время чего депутат от Грузинской мечты, один из инициаторов законопроекта Тамаз Мечиаури назвал президента Георгия Маргвелашвили «енджеошником, соросовцем», который с использованием права на вето «портит нервы нам и населению».

Но на первом же пленарном заседании осенней сессии депутаты не успели завершить ни обсуждение мотивированных замечаний президента к законопроекту, и, соответственно, не удалось провести и голосование по нему. Депутаты Национального движения заявили, что они умышленно затягивали время с использованием процедурных средств в большом количеств, и, в частности, они задавали много вопросов, чтобы помешать принятию решения. Но депутаты Грузинской мечты заявили, что эта «процедурная война» со стороны оппонентов не имела смысла, так как депутаты все равно собрались бы на второй день для преодоления вето. 3 сентября, когда Парламент преодолел вето, депутаты Национального движения уже не использовали процедурное сопротивление для затягивания этого вопроса.

На спорные законодательные изменения, которые стали мишенью критики со стороны международных финансовых организаций, бизнес-ассоциаций, оппозиционных партий, группы общественных организаций и со стороны самого Национального банка, в конце июля президент наложил вето и отметил, что причиной этого стали, «как поспешность процесса», так и «содержание» принятого законопроекта.

Подвергунв критике заявления инициаторов о том, что изменения были разработаны на основании международного опыта, советник президента по экономическим вопросам Георгий Абашишвили на пленарном заседании в связи с замечаниями президента представил детальный обнор международной тенденции, которая направлена на интеграцию функций банковского надзора в структуры национальных банков после глобального финансового кризиса 2008-2009 гг.

Большая часть тех аргументов, которые он привел в своем выступлении во вторник, совпадала с позициями международных финансовых институтов, которые были представлены в совместном письме МВФ, ЕБРР, АБР и Всемирного банка, в котором в июне они заявили, что «в случае Грузии, лишение НБГ банковского надзора не считается разумным».

Законопроект предусматривает создание Агентства финансового надзора, которое будет осуществлять надзор и контроль банковского сектора и других финансовых институтов; В настоящее время эти функции осуществляют департаменты, находящиеся в структуре НБГ.

Согласно законопроекту, управляющими звеньями Агентства финансового надзора являются Совет агентства и начальник агентства. В совете из 7 членов наряду с президентом НБГ будут входить также один из членов Совета НБГ и представленные правительством 5 кандидатов, которых должен утвердить Парламент на семилетний срок большинством состава по списку. Что касается начальника агентства, согласно законопроекту, с представления Совета агентства его утверждает Парламент на семилетний срок, большинством присутствующих на заседании депутатов, но не менее 50 голосов.

Один из инициаторов законопроекта, председатель Финансово-бюджетного комитета Парламента Тамаз Мечиаури во время дебатов в законодательном органе 2 сентября разъяснил, что если «доступ» и «полный контроль» за банковским надзором, в соответствии с предложенными президентом замечаниями, вновь останутся в руках руководства НБГ, укомплектованного прежними властями, по новой модели в эту деятельность будут вовлечены, как назначенные прежними властями лица, так и кадры, одобренные нынешним правительством и Парламентом.

По его словам, эти изменеиня заключаются в том, что «ни то, чтоыб вмешательство в управлении, но хотя бы информация была бы у восполненных доверием лиц, которые смогут вынести объективную картину, дать объективную оценку деятельности банка и вопросам, связанным с курсом лари».

Одна из главных причин критики законопроекта, по заявлению оппонентов, заключается в том, что инициатива в больше степени обусловлены политическими причинами, чем экономическими. Законопроект был инициирован в конце мая, на фоне частых нападок против президента Национального банка Георгий Кадагидзе со стороны представителей Грузинской мечты. Президент НБГ, семилетний срок полномочий которого истекает в феврале 2016 года, часто становился мишенью нападок со стороны представителей Грузинской мечты в связи с обесцениванием национальной валюты лари. Такая тенденция имеет место с ноября прошлого года на фоне укрепления доллара США, а также сокращения экспорта из Грузии и объема денежных переводов в Грузию.

Депутаты Грузинской мечты заявляют, что предложенная системы будет содействовать «прозрачности» банковского сектора и налзора за ним, а также увеличит его «надежность».

Депутат от Национального движения Хатуна Гогоришвили заявила, что приведенный в пользу инициативы аргумент, что система станет более «прозрачной», непонятен, так как представители правящей коалиции не могут обосновать, почему считают систему непрозрачной. Она также повторила, что за осуществляемыми изменениями стоит желание бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили, подчинить своему контролю банковскую систему.

Миллиардер и бывший глава правительства Бидзина Иванишвили, который является владельцем «Карту банка», публично поддержал эти изменения и заявил в начале июня, что инициатива поможет усилению независимости банковского сектора.

В ответ на обвинения со стороны депутатов Национального движения о том, что Бидзина Иванишвили желает «узурпировать» Национальный банк, депутат Мечиаури от ГМ заявил, что Иванишвили, «наоборот», заслуживает критику от него за то, что «когда имел такую возможность», тогда «он простил президента НБГ».

«И вот еще в чем я обвиняю Бидзину Иванишвили – он одного из енджеошников, соросовцев, когда тот в руках держал спицы для вязания, заставил его отложить их и дал ему в руки вето, которым он сегодня портит нервы и нам и населению», — заявил Мечиаури, который имел в виду президента Георгия Маргвелашвили.

Советник президента Георгия Абашишвили ответил, что заявления с «личными оскорблениями» были «неуместны» и заявил: «вето это средство для сотрудничества, а не средство противостояния или мести».

После преодоления вето законопроект для подписания вновь будет направлен президенту; Однако в том случае, если президент Маргвелашвили вновь откажется подписывать его, тогда свою подпись под законом поставит председатель Парламента Давид Усупашвили.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)