Министр обороны Грузии Тина Хидашели подписала приказ, согласно которому, Министерство обороны не будет осуществлять призыва на срочную службу призывников – это решение повлекло критику со стороны партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия».
Администрация премьер-министра заявила, что решение сперва должны были рассмотреть на заседании правительства и Совета национальной безопасности. Аналогичную позицию высказал и президент Маргвелашвили.
Это решение не означает полного упразднения системы призыва, так как оно касается только Министерства обороны.
Большую часть призывников на обязательную службу призывают другие министерства и государственные агентства; Этими ведомствами являются: МВД; Агентство государственной безопасности; Специальная служба государственной охраны; Министерство исполнения наказания и Служба разведки.
Система призыва вновь будет действовать, несмотря на то, что Министерство обороны прекратило его использование, до тех пор, пока останется в силе соответствующий правовой акт.
«Мы много пытались с законодательной точки зрения урегулировать эту проблемы, чтобы вообще запретить призыв. Это не получилось, но мы нашли форму. Я, как министр обороны, могу в одностороннем порядке и единолично принять это решение и сейчас в вашем присутствии подпишу закон, которым заявляю, что Министерство обороны Грузии уже не будет осуществлять призыв на обязательную военную службу», — заявила Тина Хидашели журналистам на пресс-конференции 27 июня.
«Вооруженные силы не нуждаются в насильно приведенных военнослужащих. Служба в ВС в Грузии является престижной и есть очень большая потребность», — заявила она.
Министр обороны также отметила, что следующим министрам придется аннулировать ее приказ только в том случае, если решат вернуть в армию троечников.
Администрация премьер-министра заявила: «Премьер-министр считает, что решение об отмене обязательной военной службы, исходя из ее многостороннего аспекта, требует обсуждения в формате заседания правительства и соответствующего подтверждения. Премьер считает так, что вопрос должен быть обсужден в Совете национальной безопасности».
Президент Георгий Маргвелашвили заявил, что согласен с позицией премьер-министра Квирикашвили.
«Такие решения – независимо от того, насколько правильны, согласен ли я с этими решениями – не должны приниматься одним должностным лицом, а должны обсуждаться коллегиально, как на заседании правительства, так и в Совете национальной безопасности», — заявил президент журналистам в понедельник.
Он также отметил, что у него не было информации, что министр обороны планирует принять такое решение.
Депутаты от партии Грузинская мечта подвергли критике одностороннее решение республиканского министра обороны Тины Хидашели и оценили это, как попытку ее партии записать себе баллы. Коалиция Грузинская мечта заявила 31 марта, что ее члены на будущих парламентских выборах будут баллотироваться самостоятельно.
Депутат Грузинской мечты Ираклий Сесиашвили, который в Парламенте возглавляет Комитет по обороне и безопасности, заявил, что хотя технически министр обороны имеет право не осуществлять призыва на обязательную службу призывников в Министерство обороны, но одностороннее решение Хидашели является вмешательством в политику обороны, так как законодательное урегулирование вопросов призыва является компетенцией Парламента.
«У меня создается впечатление, что это ее заявление в большей степени служит узким политическим интересам и является частью политического пиара. Тем более, когда она спустя две недели может покинуть должность и такой подход, что если будущему министру это не понравится, может изменить решение, является несерьезным. Тем более, когда мы говорим об обороне страны, носящей общий национальный интерес», — заявил Сесиашвили.
Депутат оппозиционного Национального движения Серго Ратиани заявил, что это «популистский шаг», так как не решает проблемы потому, что призыв призывником все равно будет осуществляются другими министерствами.
Политический центр «Гирчи», депутаты которого активно лоббируют законодательные поправки об упразднении системы призыва, заявил, что решение Министерства обороны затронет только 25% призывников, так как оно не распространяется на другие министерства.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)