Головной офис телекомпании "Рустави-2" в Тбилиси. Фото: Яна Корбезашвили/Civil.ge
Верховный суд Грузии 2 марта проводит слушание по делу спора и правах на владение телекомпанией «Рустави-2». Состоящая из девяти судей Большая палата ВС под председательством руководителя Верховного суда Нино Гвенетадзе дело рассматривает без проведения устного слушания и его решение будет окончательным.
Генеральный директор телекомпании «Рустави-2» Ника Гварамия заявил 1 марта, что телекомпания «готова к любому развитию событий, в том числе и к поражению в этой неравной и незаконной борьбе». Он заявил о планах проведения акции параллельно судебному слушанию у здания Верховного суда и добавил, что акция протеста продолжится до тех пор, «пока Верховный суд примет окончательное решение».
«Затра предположительно решится судьба не только «Рустави-2», но и судьба страны в долгосрочной перспективе. Завтра Верховный суд, его Большая палата решат, будет ли существовать в Грузии свобода слова, будет ли шанс у демократии, станет ли Грузия частью цивилизованного евроатлантического пространства», — заявил Гварамия.
Запланированное судебное слушание вызвало широкие отклики со стороны оппозиционных групп и гражданского общества.
Реакции политических партий
Оппозиционное Единое национальное движение (ЕНД) заявило 1 марта, что партия вместе с восемью непарламентскими политическими партиями проведет акцию протеста у здания Верховного суда «для защиты свободы слова и Рустави-2».
Представитель ЕНД Нугзар Циклаури разъяснил, зачитывая совместное заявление партий, что из-за того, что заседание суда является закрытым и из-за того, что «Рустави-2» и грузинское общество не допускают в зал суда, и слушание проводится в закрытом режиме», девять политических партий 2 марта начнут перманентные акции у здания Верховного суда до принятия окончательного решения.
Некоторые другие оппозиционные партии 1 марта также выступили в поддержку телекомпании «Рустави-2».
Один из лидеров «Движения за свободу – Европейской Грузии» Гиги Угулава заявил, что дело «Рустави-2» не является спором между двумя частными лицами, как это пытается представить власть», и что за бывшим владельцем телекомпании Кибаром Халваши стоят бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили и правительство.
Он также заявил, что «ситуация очень тревожная» и что принятое против нынешних владельцев «Рустави-2» решение причинит вред всему обществу, стране и бизнес-сектору.
Гига Бокерия из той же партии заявил, что дело «Рустави-2» «в новейшей истории определит то, каким путем пойдет наша страна».
«Поэтому наша задачей, задачей каждого гражданина, кто желает, чтобы страна пошла правильным путем, является сохранение обстановки, когда власти не контролируют все медиа-пространство», — заявил он.
Политический секретарь «Свободных демократов» Нино Гогуадзе заявила, что «суд должен решить, будет ли в этой стране свобода слова, будет ли перспектива демократического развития и главная ценность демократии – свободные от власти СМИ».
Гогуадзе также заявила, что Свободные демократы соберутся у здания Верховного суда «для защиты свободной от власти медиа».
Мамука Кацитадзе от «Новых правых» подчеркнул, что дело «Рустави-2» «не является правовым спором, это политический процесс».
«Лично у меня нет хороших ожиданий с этой точки зрения. Естественно, что это не является проблемой одного медиа-средства, это проблема свободы слова в целом. Это проблема независимости суда», — заявил Кацитадзе.
Георгий Гугава от Лейбористской партии заявил, что защита «Рустави-2» означает «защиту свободы слова, защиту демократических принципов, защиту права на имущество». «Мы считаем, что грузинское общество обязано, чтобы все вместе защитили «Рустави-2», чтобы в этой стране не установилась единоличная, неформальная, олигархическая диктатура», — добавил Гугава.
Реакция гражданского общества
Председатель организации «Демократическая инициатива Грузии» Георгий Мшвениерадзе заявил, что «было бы правильно, если суд использовал предоставленные полномочия и рассмотрел бы это дело на открытом заседании».
Он также сказал, что «остается единственный путь, чтобы суд отменил то решение, которое было принято Апелляционным судом, или сам рассмотрел и решил вопрос так, как это предусмотрено законодательством и Конституцией, или вернул бы дело в Апелляционный суд с конкретными замечаниями для исследования других обстоятельств».
«Любое другое решение не будет судебным решением, будет выполнением политического заказа», — добавил он.
Исполнительный директор Агентства гражданского развития Звиад Девдариани подчеркнул, что «не должно быть принято такое решение, которое, в целом, поставит под вопрос дело существования критической медиа в Грузии, так же как и евроатлантическую интеграцию Грузии, так как этот вопрос напрямую связан с этим».
Международные реакции
«Выражаю полную поддержку свободной и независимой прессе и медиа плюрализму в Грузии», — написал на своем Twitter президент Европейской народной партии Джозеф Долл 27 февраля после того, как в Брюсселе встретился с работающим там корреспондентом телекомпании «Рустави-2».
Посол США в Грузии Ян Келли в беседе с «Рустави-2» заявил 2 февраля, что медиа-плюрализм является «фундаментом демократии» и добавил, что он желает, чтобы «Рустави-2» не поменял свою редакционную политику и «сохранил оппозиционный голос».
Реакция правительства
Председатель Парламента Ираклий Кобахидзе заявил, что Верховный суд должен получить возможность, спокойно рассмотреть дело и что парламентское большинство наблюдает за происходящими процессами в рамках своих полномочий.
Вице-спикер Парламента Тамара Чугошвили подчеркнула, что Большая палата Верховного суда «обладает достаточной компетенцией и легитимацией» для того, чтобы принять правовое решение.
Кибар Халваши, который требует возвращения себе доли в телекомпании «Рустави-2», которой он владел около 10 лет назад, оспаривает в суде права на владение телекомпанией с нынешними ее владельцами. А нынешние владельцы, которые заявляют, что намерение Халваши вернуть телекомпанию продиктовано властями и ставит своей целью заглушить критически настроенный к правительству телеканал, обжаловали в Верховном суде решение судов нижних инстанций, которые вынесли вердикты в пользу Халваши.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)