Site icon Civil.ge

Иностранные эксперты на президентских выборах в Грузии

Избирательные плакаты Григола Вашадзе, Давида Бакрадзе и Саломе Зурабишвили, Фото: Яна Корбезашвили/Civil.ge

28 октября в Грузии состоялись президентские выборы. Первый тур выборов не выявил победителя. Во втором туре выборов, который должен состояться в конце ноября или начале декабря, борьбу за президентский пост продолжат кандидат в президенты Саломе Зурабишвили, которую поддерживает правящая партия Грузинская мечта, и кандидат Объединенной оппозиции Григол Вашадзе.

Оценить результаты первого тура выборов Civil.ge попросил иностранных экспертов. На наши вопрос отвечали Линкольн Митчелл, Томас де Ваал и Луис Наварро.

Как вы считаете, что было основным фактором президентских выборов и как, по вашему мнению, процессы будут развиваться во втором туре?

Линкольн Митчелл, политический обозреватель:

В первом туре выборов Григол Вашадзе провел хорошую и умную кампанию, в то время как у Саломе Зурабишвили, которую поддерживает Грузинская мечта, фактически не было никакой кампании. Внимание Вашадзе вновь было сосредоточено на критике правящей партии со стороны Национального движения и формировании повестки дня кампании, в то время как Зурабишвили мало сделала для того, чтобы привлечь внимание или к достижениям Грузинской мечты, или упрочить аргумент, что ха Вашадзе реально стоит экс-президент Саакашвили. Ввиду этого результаты не были неожиданными. Главный фактор здесь заключается в том, что Грузинская мечта сейчас непопулярна, и с 2012 года прошло достаточно времени для того, чтобы автоматически победить на выборах из-за непопулярности Национального движения. Второй фактор заключается в том, что грузинская демократия в настоящее время достаточно сильна, чтобы во втором туре победил кандидат от оппозиции.

Я не делаю прогнозов о том, кто выиграет второй тур, но задача Вашадзе — сохранить единство потенциально сложно управляемой оппозиционной коалиции. Когда сторонники Вашадзе и Давида объединятся, Вашадзе будет иметь почти 50% электората. Кроме того, Вашадзе должен быть уверен, что его избиратели пойдут на выборы, и, в то же время, сохранить некоторую дистанцию от Саакашвили. Грузинская мечта должна расширить электорат и привести на выборы своих менее усердных избирателей, которые сыграли значительную роль на выборах в 2016 году. Если смогут это сделать, Зурабишвили победит. Одно, что мы можем подумать в связи с этими выборами, заключается в следующем – если мы воспринимаем эти выборы, как выбор между Вашадзе и Зурабишвили, у Вашадзе есть реальный шанс выиграть, но если Саакашвили будет противостоять Грузинской мечте, Зурабишвили находится в гораздо выигрышном положении.

Томас де Ваал, старший научный сотрудник Европейского филиала Фонда Карнеги:

Главный вывод из первого тура президентских выборов заключается в том, что грузинское общество сохранило политическую жизнеспособность и возможность, дать отказ правящей партии. В то же время, видно, что государственные институты достаточно сильны, чтобы они позволили сделать свой выбор у урны для голосования. Эти выборы стали большим провалом для Грузинской мечты и, в частности, для Бидзины Иванишвили. Он может потерять свое влияние, а та аура, которую его партия имела за последние шесть лет, довольно пострадала. Это указывает на то, что партия использует угрозу «гражданской войны» для мобилизации сторонников Зурабишвили. Предположительно, у нее не хватает позитивной повестки дня. Я полагаю, что Григол Вашадзе получит больше голосов от оппозиции и выиграет второй тур.

Однако печально, что грузинская политика представляется в виде двухпартийного шоу, можно сказать, шоу между двумя людьми. Если перенести эти выборы на парламентские выборы, мы бы получили доминирование между теми же двумя партиями на политической арене. Можем надеяться, что это здоровое проявление демократии оживит и другие партии, а не только Единое национальное движение.

Луис Наварро, сотрудник Института исследований внешней политики:

Урбаническое общество, сыгравшее важную роль в смене власти в 2012 году, выражает недовольство темпами прогресса и результатами Грузинской мечты. Они ясно видят, что Бидзина Иванишвили зависит от неопытных лидеров, чтобы обеспечить свое неформальное управление.

Национальное движение совершает серьезную ошибку, если они считают, что их деятельность отражает желание общества, увидеть возвращение Михаила Саакашвили в качестве формального или неформального управления. Они должны показать, что их видение будущего не будет иметь ничего общего с их прошлым и Грузинской мечтой/Бидзиной Иванишвили. Мы увидим, как далеко он хочет пойти Грузинская мечта и Бидзина Иванишвили в деле накопления имущества, административных ресурсов и медиа-активов, наряду с нападками на НПО, чтобы избежать потери той должности, которую фактически сделали формальной.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)