Тбилисский городской суд на своем заседании 12 декабря, в связи с произошедшим в Тбилисском международном аэропорту инцидентом, в качестве меры пресечения для одного из лидеров оппозиционной Европейской Грузии Гиги Угулава избрал выплату залога в размере 2000 лари и обязал его сдать свое удостоверение личности и паспорт следственному органу.
Инцидент в Тбилисском международном аэропорту произошел на рассвете 11 декабря, когда, по словам самого Гиги Угулава, он вместе со своим однопартийцем Гокой Габашвили собирался улететь в Ларнаку на несколько дней для изучения прошлой деятельности председателя Грузинской мечты Бидзины Иванишвили. «На меня и Гоку Габашвили напали орки Иванишвили (два человека) в аэропорту, внутри зоны паспортного контроля», — написал Угулава на своей странице в Facebook.
Позже выяснилось, что одним из «нападавших» был дзюдоист Бадри Гавашелишвили, который, как видно из видеозаписи, опубликованной в СМИ, 16 ноября находился также у здания Парламента вместе с т.н. «провокаторами», пришедшими на акцию протеста оппозиции и гражданских активистов».
В тот же день, 11 декабря Гиги Угулава также распространил информацию через Facebook, заявив, что следствие обвиняет его в избиении Гавашелишвили, в связи с чем против него были выдвинуты обвинения по первой части статьи 126 Уголовного кодекса, которая касается избиения лица или такого насилия, которое причинило пострадавшему физическую боль.
Примечательно, что параллельно с выдвижением обвинения против Угулава, находившегося вместе с ним во время инцидента его однопартийца Гоку Габашвили следствие признало пострадавшим и в связи с физическим насилием, проявленным в его отношении, обвинения выдвинуло против четвертого лица, участвовавшего в инциденте (не Бадри Гавашелишвили).
Несмотря на то, что адвокат Гиги Угулава требовал отложить судебный процесс для ознакомления с материалами дела надлежащим образом, судья отклонил его ходатайство и слушание дела прошло вчера же, и решение было принято на том же слушании.
В беседе с журналистами после судебного слушания прокурор Георгий Кобуладзе пояснил, что суд лишь частично удовлетворил ходатайство обвинения и обязал Угулава внести залог в размере 2000 лари вместо 5000 лари. Кроме того, в связи с тем, что существует угроза, что обвиняемый Угулава «скроется» от следствия, суд обязал его сдать свой паспорт и удостоверение личности.
На вопрос журналиста, чем обоснована угроза, прокурор ответил, что Угулава не явился на вчерашний процесс. В то же время, по его словам, в решениях по предыдущим делам против него было указано, что «обвиняемый пытался скрыться».
По словам прокурора, в деле против Угулава присутствуют доказательства тех свидетелей, которые находились на месте происшествия в то время. Кроме того, по его словам, в деле также присутствует экспертная документация о состоянии здоровья пострадавшего и его одежда.
На вопрос, почему следствие не изъяло в качестве доказательств записи видеокамер наблюдения аэропорта, на которых должен быть запечатлен инцидент, Георгий Кобуладзе пояснил, что, согласно законодательству, во время расследования менее тяжкого преступления следствие не имеет права запросить видеозаписи. Однако он также пояснил, что предварительное слушание по делу назначено на 30 января, и что у следствия остается время для получения дополнительных доказательств и выявления новых обстоятельств. «Мы попытаемся найти другой способ, чтобы законным путем прикрепить видеозаписи к делу», — заявил он журналистам.
Согласно второй части статьи 1433 Уголовно-процессуального кодекса Грузии, проведение скрытых следственных действий (включая снятие и фиксирование информации из канала связи или компьютерной системы) разрешено только в отношении тяжких и особо тяжких преступлений.
Однако в соответствии со статьей 136 того же Кодекса, если существует обоснованное предположение о том, что важная информация или документы, относящиеся к уголовному делу, хранятся на носителе данных, прокурор может ходатайствовать перед судом для для отправки соответствующего запроса.
Обвиняемый Гиги Угулава и его адвокат Георгий Гелхаури не присутствовали на судебном слушании. Гиги Угулава написал на своей странице в Facebook, что не собираются участвовать «в этом фарсе».
На судебном процессе интересы Угулава защищал казенный адвокат Сулхан Комахидзе, который пояснил, что суд нарушил право Гиги Угулава на справедливое судебное разбирательство. Он также назвал «несправедливым» и «незаконным» избрание залога в качестве меры пресечения для Угулава и установление ограничения против него на выезд из страны, и заявил, что эта мера «служит конкретной цели».
«Этот дело является еще одним подтверждением того, как могут на тебя напасть из-за твоей политической деятельности и за это нападение тебя же привлечь к ответственности. Я не смог полностью ознакомиться с материалами дела, но то, с чем я ознакомился, не является стандартом доказательства вины», — заявил он журналистам.
Сам Гиги Угулава также дал оценку решению суда и заявил, что начатое против него правовое преследование «четко показывает, что Иванишвили начал тотальную борьбу за сохранение власти». По его же словам, эта «постановка» была устроена для того, чтобы ограничить его перемещение за границу. «Это классическое последнее время. Мы можем провести параллель аморфного режима Иванишвили с Асланом Абашидзе, но это бессмысленно», — добавил он.
За время правления Грузинской мечты первые обвинения против Гиги Угулава были выдвинуты в феврале 2013 года. Следствие обвиняло его в хищении денежных сумм в крупных размерах и легализации незаконных доходов в особо крупных размерах. 30 июня 2014 года бывшему мэру Тбилиси Прокуратура предъявила еще одно обвинение в предполагаемой растрате бюджетных средств. 3 июля того же года Гиги Угулава был задержан в Тбилисском международном аэропорту, а 5 июля для него избрали предварительное заключение.
В сентябре 2015 года суд признал Гиги Угулава виновным в растрате бюджетных средств при исполнении служебных обязанностей мэра Тбилиси и приговорил его к 4 годам и 6 месяцам тюремного заключения. В январе 2017 года Апелляционный суд сократил срок наказания Угулава на три года и три месяца. В результате бывший мэр столицы покинул тюрьму в тот же день.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)