«Центр обучения и мониторинга прав человека» (EMC), который по делу о посягательстве на жизнь Темирлана Мачаликашвили во время спецоперации в Панкисском ущелье в декабре 2017 года, представляет интересы семьи покойного, после ознакомления с секретными материалами дела, заявил, что расследование проходило «формально, неэффективно и иллюзорно».
В сегодняшнем заявлении EMC, говорится, что к материалам дела, которые были засекречены Прокуратурой Тбилиси по причине защиты государственной тайны, организация получила доступ 10 января этого года после того, как Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению дела «Мачаликашвили и другие против Грузии» по существу.
По оценкам EMC, следственный орган с опозданием и формально провел опрос лица, который стрелял в Темирлана Мачаликашвили, а также других спецназовцев, которые находились на месте. Кроме того, материалы расследования не содержат важных и критических вопросов, которые должны были быть заданы им по установлению правды по делу.
По информации EMC, в следственных материалах не уточняется, во время проникновения в комнату Темирлана Мачаликашвили в ходе спецоперации, с какого конкретно места на кровати достал Мачаликашвили гранату, почему он вернулся в лежачее положение и как смог активировать гранату в таком положении. Кроме того, по заявлению организации, не были заданы также вопросы об использовании телефона со стороны Мачаликашвили. В частности:
- Какая коммуникация была у спецназовца с Мачаликашвили до выстрела?
- Почему стрелял в голову и не пытался причинить вред иным образом, вызвать т.н. нейтрализацию его сопротивления?
- Где находилась первоначально граната после выстрела, и было ли безопасно ее перемещение спецназовцем самостоятельно?
В заявлении организации также говорится, что опросы сотрудников СБУ «принципиально несовместимы» друг с другом. По информации организации, несоответствие существенного характера связано с моментом проникновения спецназовца в комнату Темирлана Мачаликашвили и моментом выстрела. В частности, спецназовцы, находившиеся в комнате, пояснили, что выстрел был произведен в спустя 10 минут после начала спецоперации, в то время, как по показаниям других спецназовцев, выстрел был произведен спустя несколько секунд, на что также указывают члены семьи Темирлана Мачаликашвили.
Поэтому EMC считает, что проведенная два года назад масштабная спецоперация СГБ в Панкисском ущелье была спланирована ненадлежащим образом, без должного анализа рисков и учета превентивных мероприятий; У ведомства не было письменного плана спецоперации, спецназовцам не были даны четкие письменные инструкции; На первом этапе расследования официальная версия, распространенная СГБ о том, что Темирлан Мачаликашвили пытался с использованием гранаты оказать сопротивление спецназу, оказалась еще более необоснованной и слабой; При применении силы спецназовец не соблюдал принципа пропорциональности.
«В целом, по нашей оценке, текущее расследование является формальным, неэффективным и иллюзорным, и в ходе расследования явно зафиксировано произвольное вмешательство СГБ, что нарушает фундаментальный принцип институциональной независимости расследования», — говорится в заявлении EMC.
Организация также выдвигает дополнительные требования к расследованию. В частности, организация требует проведения следственного эксперимента с той целью, чтобы установить соответствие информации, предоставленной следствию лицом, которое стреляло в адрес Мачаликашвили с уже установленными фактическими обстоятельствами и возможность активизации гранаты Темирланом Мачаликашвили. По утверждению организации, следственный эксперимент не был проведен до сих пор. В то же время, EMC требует также повторного опроса некоторых спецназовцев.
Сегодня в офисе организации прошла пресс-конференция с участием родителей Темирлана Мачаликашвили. По заявлению отца покойного Малхаза Мачаликашвили, он был уверен, что у властей «нет никаких доказательств», и что дело «искусственно затягивается», чтобы заставить его замолчать.
«Эти материалы показали мне, что сегодняшняя власть совершенно беспомощна… Страсбург доведет это дело до конца, и справедливо будет выяснено, но для меня важно параллельно, чтобы в Парламента была создана следственная комиссия, чтобы я боролся за правду до конца», — заявил Мачаликашвили.
Антитеррористическая спецоперация в Панкиси была проведена 26 декабря 2017 года, во время которой Темирлан Мачаликашвили был ранен в голову одним из спецназовцев. Позже он скончался в больнице. Семья покойного до этого времени требует объективного расследования дела. С этой целью они на протяжении всего этого времени проводили акции протеста перед зданием Парламента.
Центр обучения и мониторинга прав человека 5 июня 2019 года обратился в Европейский суд по правам человека по делу Темирлана Мачаликашвили. Страсбургский суд начал рассмотрение дела в сентябре прошлого года.
Семья Мачаликашвили обвиняет государство Грузии в нарушении трех статей Европейской конвенции о правах человека, в том числе: право на жизнь (статья 2), запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (статья 3), право на эффективные внутренние средства правовой защиты (статья 13).
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)