Президент Грузии Саломе Зурабишвили после своего выступления на зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы 28 января, которое длилось 47 минут, ответила на вопросы, которые ей задавали члены ассамблеи.
Civil Georgia предлагает вопросы членов ПАСЕ и ответы президента Зурабишвили:
Александр Поцей (Польша, Европейская народная партия/Христиан-демократы): «Госпожа президент, я гражданин Польши и, как вы знаете, все поляки являются друзьями Грузии. Но многие друзья Грузии, включая Конгресс США и Европейский парламент, выразили обеспокоенность по поводу печальных тенденций в Грузии, особенно т.н. «ночи Гаврилова» в июне.
27 ноября г-н Иванишвили, председатель Грузинской мечты, публично заявил, что многим лидерам оппозиции придется сесть в тюрьму, и сразу же начал уголовное преследование против некоторых оппозиционных лидеров. Как президент Грузии, вас не беспокоят эти два вопроса?».
Франк Швабе (Германия, Социал-демократы и Группа зеленых (SOC)): «Госпожа президент, вы упомянули ситуацию с ЛГБТИ-сообществом в вашей стране и отметили, что ситуация в этом отношении сложная. Что вы сами, политические представители, можете сделать, что мы можем сделать для улучшения положения этих людей в стране?
…В Грузии очень поляризованная ситуация, и вы отметили и описали это. Какова ваша позиция и что вы можете сделать, чтобы уменьшить такую поляризацию, которая не несет пользы ни для народа или для грузинской демократии?».
Мартин Полячик (Словацкая Республика, ALDE): «Госпожа президент, у меня очень простой вопрос; Что вы думаете о важности борьбы с поддельными новостями и дезинформацией, поскольку в декабре Facebook удалил сотни страниц и профилей в Грузии, как было сказано, из-за неаутентичных скоординированных действий».
Согласно официальному заявлению Facebook, мишенью этих страницы были оппозиционные политики и представители гражданского общества. По данным Исследовательской лаборатории цифровой криминалистики Атлантического совета, мишенью этих страниц являются оппозиционные политики, и они распространяют антиевропейскую пропаганду и послания, и могут быть связаны с властями.
Что было сделано для устранения этой обеспокоенности?
Алексей Гончаренко (Украина, EC/DA): «Здравствуйте, госпожа президент, мой вопрос заключается в следующем: последствия агрессии Путина против вашей страны — Грузии, моей страны — Украины ужасны. Но Российская Федерация продолжает нарушать устав Совета Европы, игнорирует резолюции этой ассамблеи.
Что может сделать международное сообщество, в целом, и Совет Европы, в период председательства Грузии, чтобы заставить Россию выполнить свои обязательства? Поддерживаете ли вы введение каких-либо санкций в отношении Российской Федерации,в том числе за оккупацию ваших территорий?».
Леонид Калашников (Российская Федерация): «Грузия всегда была гостеприимной страной, и принимала разные международные организации. Вот сейчас мы будем проводить заседание Комитета министров ОБСЕ, до этого была Межпарламентская ассамблеи православия.
Я видел какая охрана охраняет вас. К сожалению, мы такой охраной не обладаем, даже минимальной, парламентарии. Но тем ни менее, президент этой Парламентской ассамблеи был избит, и вы лично, как хозяйка гостеприимная, еще и после этого не только не осудили, а наоборот, оправдали действия ваших хулиганов.
Не кажется ли вам, что ваша страна стала опасной не только для демократических свобод, которых вы перечисляли, геев, евреев, разных других национальных меньшинств, женщин, но теперь и для парламентов».
Мари-Кристин Далос (Франция, Европейская народная партия/Христиан-демократы)*: «С августа по декабрь Парламент Грузии проводил процесс отбора и выдвижения 14 судей Верховного суда. Процедуры отбора кандидатов, которые курировал Высший совет юстиции Грузии, стал предметом резкой критики. Докладчики ПАСЕ выразили сожаление по поводу представления тех лиц, которые не обладают достаточными правовыми знаниями и независимостью для этой важной должности. Какие меры намерена предпринять Грузия для обеспечения независимости судебной власти?».
(* Мари-Кристин Дало говорила по-французски — примечание редактора)
Титус Корлэцян (Румыния, SOC): «Как докладчик по Грузии, я хотел бы спросить вас, каковы ваши конкретные планы, а также политические и конституционные действия в поддержку прогресса по тем обязательствам, которые Грузия взяла 20 лет назад, при вступлении (в СЕ), особенно, по судебной системе, избирательному законодательству и подписания и ратификации Европейской хартии языком региональных меньшинств.
Я вспоминаю недавний политический кризис, связанный с реформой избирательного законодательства и переходом к пропорциональной системе.
Рафаэль Гусейнов (Азербайджан, ALDE): «Госпожа президент, Азербайджан и Грузия являются дружественными странами, которые поддерживают реализацию многих энергетических проектов. Благодаря образцовому единству этой работы и идей мы открыли коридор и наш регион доказал, что является безопасным, стабильным и доступным для инвестиций.
Ранее, во время вашего визита в Азербайджан, вы отметили, что транспортный сектор очень важен для мира, и заявили, что наши страны проделали важную работу по интеграции Азии, Китая и Европы, хотя возможности этого кратчайшего маршрута еще не полностью использованы.
Какой значительный прогресс может быть достигнут в ближайшем будущем?».
Джон Хоуэлл (Великобритания, EC/DA): «Вы говорили об участии Грузии в мировых проблемах, учитывая ваш бэкграунд, что вы можете сделать, чтобы помочь в разрядке ситуации в Иране?».
Ответы президента Саломе Зурабишвили
Президент Грузии последовательно отвечала на вопросы, отметив, что события «ночи Гаврилова» следует разделить на две части.
«Грузинская общественность выразила свое первое недовольство очень спонтанно в связи с тем фактом, что российская парламентская делегация находилась в Парламенте Грузии, и даже выступили с речью, что было неприемлемо для страны, 20% территории которой оккупированы (Россией)», — заявила она, добавив: «Ни я и никто не приветствует тот факт, чтобы кого-то побили, но им тоже следует проявлять сдержанность».
«Но второе, что произошло после отъезда г-на Гаврилова из Грузии, председатель Парламента (Ираклий Кобахидзе) подал в отставку из-за того, что произошел этот инцидент, и он взял на себя ответственность за этот инцидент», — сказала Зурабишвили.
(Председатель Парламента Ираклий Кобахидзе подал в отставку после событий перед зданием парламента 21 июня после того, как мирная демонстрация завершилась столкновениями между демонстрантами и полицией, в результате которых пострадали не менее 240 человек. Однако ни один из российских законодателей не был избит — прим. редактора).
По словам Зурабишвили, 20 июня ночью лидеры радикальной оппозиции руководили попыткапми «захвата парламента», что, по ее словам, создало угрозу законодательному органу. «Я не знаю ни одной европейской страны, которая позволила бы захватить парламент силой», — заявила она, отметив, что «эта молодая демократия защитила себя довольно хорошо».
- Действия российского депутата в Парламенте Грузии вызвали резкую критику в отношении правящей партии
- «Позор» — акция протеста оппозиции и гражданских активистов у здания Парламента Грузии
Говоря о правах ЛГБТ-сообщества в Грузии, президент Зурабишвили сказала: «не думаю, что мы должны преувеличивать этот вопрос». Для упрочнения своей позиции, она заявила, что «не существует какой-либо централизованной дискриминации, ни в моей администрации, ни в какой-либо другой администрации; в индивидуальном порядке никаких вопросов нет».
«Я думаю, что мы движемся вперед с точки зрения обеспечения безопасности и предотвращения насилия со стороны различных экстремистских групп», — заявила она.
- Радикальные группы угрожают сорвать показ фильма на гей-тему
- Полиция задержала 28 человек на вчерашней акции радикально настроенных групп в Тбилиси
Зурабишвили также говорила о распространении поддельной информации, и отметила, что лично на нее постоянно оказывают давление путем распространения поддельной информации, искаженной информации по поводу того, что она говорит. «Да, социальные СМИ полны разных аккаунтов, и моя личная страница постоянно подвергается атакам ботов, а также другим типам атак», — сказала она.
Президент Грузии отметила, что тут есть один выбор, «либо уважать свободу выражения мнений в социальных СМИ, либо начинать ограничения». Однако, по ее словам, «мы не из тех стран, которые начали ограничения».
«Я сама была сторонником содействия такое платформе, которая занималась бы урегулированием вопросов дезинформации, фейковых новостей, языка ненависти, потому что все это происходит в совокупности, и мы вступаем в фазу парламентских выборов в октябре. У нас есть очень сильный сосед, который может воспользоваться и уже использует дезинформацию и фейковые новости… Поэтому нам также необходимо регулирование какого-то типа наряду с уважением свободы выражения, что является сложной задачей», — сказала она.
Зурабишвили также заявила, что «Россия не выполняет свои обязательства и нарушает резолюции, что долгая история, свидетелями которой мы являемся». Затем он призвала Совет Европы «обеспечить, чтобы все страны имели равные стандарты», поскольку «мы уважаем все соглашения, которые мы заключили».
Президент Грузии назвала вопрос российского делегата «очень интересным» и отметила, что «Грузия — это страна, в которой в мае пройдет заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы, и Грузия намерена обойти национальное законодательство, которое лицам, посетившим оккупированные территории без нашего разрешения, в обход нашей территории, запрещает въезжать на территорию Грузии, что не позволит членам российской делегации въехать (в Грузию)».
«Но поскольку мы являемся страной, которая уважает свои международные обязательства, мы собираемся соблюдать наши международные обязательства и принять Парламентскую ассамблею, как того требуют правила и положения Парламентской ассамблеи, а также приверженность принципам этой организации», — сказала президент Грузии.
Она также добавила, что «население не примет этого легко. Но это то, что мы сделаем, потому что мы привержены нашим принципам».
Отвечая на этот вопрос делегата Далос, президент Зурабишвили сказала, что, с одной стороны, слушания по отбору судей транслировались по телевидению и были открыты для публичного обсуждения, что придало всему процессу прозрачности, с другой стороны, были подняты вопросы о критериях отбора и выборе конкретных кандидатов.
Зурабишвили подчеркнула, что «мы должны учитывать тот факт, что у Грузии есть советское прошлое, когда судебная система была полностью дискредитирована». «Это не может измениться за один день», — добавила она. По словам Зурабишвили, рекомендации БДИПЧ были учтены, поскольку процесс отбора был временно приостановлен. Она выразила надежду, что качество отбора и все другие актуальные вопросы будут улучшаться до возобновления процесса отбора.
- БДИПЧ/ОБСЕ приветствует заявление правящей команды о приостановлении назначения судей ВС
- ГМ рассмотрит возможность изменения избирательной системы после парламентских выборов 2020 г.
Зурабишвили провела параллель с избирательной реформой в Грузии. Она не стала вдаваться в подробности, поскольку это «партийный» вопрос, и заявила, что она должна быть беспристрастным гарантом Конституции Грузии. Однако президент отметила, что было проведено активное обсуждение поправок в Избирательный кодекс Грузии с участием парламентских партий и других заинтересованных сторон.
Он также отметила, что «с 2024 года выборы будут проходить по пропорциональной системе». По словам Зурабишвили, она уверена, что если не все, большая часть рекомендаций ОБСЕ/БДИПЧ будет выполнена до следующих выборов.
Президент особо отметила дружеские отношения с ближайшим соседом Грузии, Азербайджаном. По ее словам, международные транспортные и энергетические проекты, такие как TRACECA или новый газопровод, содействуют миру и стабильности в регионе. Зурабишвили также упомянула проект глубоководного морского порта Анаклия, как средство использования морских и коммерческих возможностей Грузии.
По заявлению президента, обострение ситуации в более широком регионе (американо-иранский кризис) оказало негативное влияние на Грузию. По ее словам, на протяжении веков Грузия стремилась поддерживать дружеские отношения со своими соседями. Однако «в последние годы из-за действий России Грузия потеряла возможность поддерживать диалог с Россией», — добавила президент Грузии.
По теме:
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)