Заключение Бюро по правам человека и демократии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) оценивают представители правящей команды и оппозиции, а также народный защитник. Civil.ge предлагает их комментарии.
Оценка представителей правящей команды
Теа Цулукиани — министр юстиции Грузии: «В заключении не написано, что отправленная ими (оппозицией) т.н. «немецкая модель» соответствует Конституции Грузии. Если это где-то написано, я призываю какого-нибудь представителя оппозиции, чтобы по т.н. «copy/paste» взять эту фразу и положить перед нами – такого не существует. Напротив, в заключении написано то, о чем мы… и тут я нарушу соглашение скажу, что было мной сказано у стола переговоров (с оппозицией) — когда Бокерия махал пальцем за столом переговоров и говорил, что если вы не согласитесь с этим (предложением оппозиции), не останется камня на камне… Мы отправим наш проект в БДИПЧ — я сказала ему, что БДИПЧ не проверяет конституционность того или иного законопроекта. Сегодня само БДИПЧ говорит Бокерия (оппозиции), что мол я не являюсь органом, который проверит конституционность. Это позорно, позорно тем, что оппозиция продемонстрировала свое невежество, даже не могут понять, куда направить проект для проверки его конституционности, и очень позорно, что БДИПЧ пришлось напоминать оппозиции независимой Грузии, что Грузия является суверенным государством и что мы, власть, оппозиция и грузинский народ должны самостоятельно решить, какая модель соответствует нашему демократическому развитию… К сожалению, оппозиция поставила в очень неловкое положение народного защитника, которого заставили отправить в БДИПЧ этот свой проекте».
Мамука Мдинарадзе — заместитель председателя Парламента: «Когда в стране у нас есть оппозиция, которая, по оценке БДИПЧ/ОБСЕ, очень некомпетентна, потому что они указали, что они не могут рассматривать и обсуждать эту тему. Это, в целом, очень неловко. Они также поставили в неловкое положение омбудсмена, которого заставили отправить (законопроект) в БДИПЧ/ОБСЕ для проверки его конституционности… И мы практически получили результат, что БДИПЧ не рассматривает конституционность и (оно) провело обсуждение в связи с другими вопросами и сказало, что любая модель, в том числе, мажоритарная, смешанная и пропорциональная является легитимной и государство должно решить, какую из них выбрать… И другого пути не остается, нам приходится проводить выборы в условиях отсутствия соглашения, т.е. в тех условиях, которые у нас есть сегодня, т.н. 77/73».
Ираклий Кобахидзе — Грузинская мечта: «Ответ очень прост, который был прислан БДИПЧ – БДИПЧ не может оценить конституционность законопроекта, это основной вывод, который можно увидеть в этом документе. Это лишний раз доказывает некомпетентность оппозиции в двух направлениях — первое, что они утверждают, что реально неконституционная немецкая модель якобы соответствует Конституции, и второе — они даже не знают, кого они должны просить перепроверить конституционность законопроекта… Тем самым, оппозиция поставила в неловкое положение и народного защитника, когда заставили отправить этот проект… Мы слышали много лжи от оппозиции по поводу того заключения, которое поставило их реально в тяжелое положение… В последнее время они даже во лжи беспомощны… Реально вырисовываются два послания из заключения БДИПЧ – одно то, что выбор избирательной системы – это суверенное право государства, в том числе, четко указано и то, что справедливым является как пропорциональная, так и полностью мажоритарная, а также смешанная избирательные системы… Также содержится намек на то, что избирательная система не должна меняться в течение избирательного года».
Оценки представителей оппозиции
Григол Вашадзе — Единое национальное движение: «В этом документе есть два основных пункта: первый пункт — пропорциональные выборы и немецкая модель, которая максимально приближена к пропорциональным выборам, не противоречит Конституции Грузии, если бы противоречило, ОБСЕ вынесла бы соответствующие выводы… Вторым важным моментом в этом документе является то, что ОБСЕ однозначно просит сегодняшнюю власть принять ту избирательную модель, которая будет основана на консенсусе. А консенсус сегодня среди граждан Грузии, в гражданском обществе, в целом на оппозиционном фронте является единственным – дайте нам возможность провести выборы по пропорциональной системе».
Отар Кахидзе — Европейская Грузия: «Я хочу однозначно отметить, что когда у отправленного проекта есть проблема с конституционностью, БДИПЧ/ОБСЕ указывает на это, несмотря на то, что в их мандат действительно не входит оценка конституционности. В нашем случае это не было проблемой, и поэтому у нас нет такой записи, а какие записи есть, это то, что наша модель – многомандатная мажоритарная система, и что изменение этой модели требует изменения органического закона. Следовательно, это должно послужить поводом к тому, чтобы у всех объективных наблюдателей должны исчезнуть вопросы по поводу того, противоречит ли наша модель Конституции».
Давид Усупашвили – «Лело за Грузию»: «ОБСЕ говорит, что эта модель полностью соответствует международным стандартам, она обеспечивает более справедливое и пропорциональное представительство в Парламенте. У ОБСЕ нет ни одного вопроса относительно конституционности этой модели… Это заключение еще раз укрепило правильность нашей модели, возможность ее использования в качестве выхода, и у власти, у меня все еще остается хоть малая но надежда на то, что хватит благоразумия, понять заключение ОБСЕ, наше требование, требование общественности, вспомнит свое обещание и мы сделаем шаг в правильном направлении».
Георгий Вашадзе — Новая Грузия: «Шесть рекомендаций, которые были даны БДИПЧ/ОБСЕ, ни одна из них не касается конституционных изменений. Мы, оппозиция, готовы рассмотреть все шесть рекомендаций в представленном нами проекте. Вопрос очень прост — хотят они решить эту кризисную ситуацию или не хотят».
Комментарий народного защитника
Нино Ломджария — народный защитник: «Я думаю, что народный защитник, мы, сыграли очень позитивную роль благодаря нашему мандату. Факт, что обе стороны довольны полученным заключением и используют его для обоснования своих аргументов, а это значит, что мы с нашим участием действительно положили позитивный проект и результат. Теперь дело за властью и оппозицией. Конечно, они могут сделать любую политическую оценку исходя из своих политических интересов. Я неоднократно говорила СМИ, и говорила оппозиции, что, с большой вероятностью, (БДИПЧ) не будет рассматривать вопрос о том, является ли законопроект конституционным, но косвенно могло затронуть этот вопрос, но, как вы видели, БДИПЧ решило, вообще не касаться этого вопроса ни коим образом… БДИПЧ/ОБСЕ сделало очень важное заявление, когда сказало, что не имеет значения, какой тип избирательной системы выберет страна, (и что) избирательная система должна быть выбрана на основе широких, инклюзивных дебатов и широкого политического консенсуса, и это действительно является требованием и международным стандартом, и, соответственно, его рекомендация заключается в том, что соглашение по избирательной системе между политическими субъектами должно состояться в результате широкого консенсуса и вовлеченности».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)