Премьер-министр Грузии Георгий Гахария на брифинге после заседания Межведомственного координационного совета 21 марта заявил, что в связи с распространением коронавируса (COVID-19) правительство обратилось к президенту Саломе Зурабишвили с призывом ввести чрезвычайное положение в масштабах всей страны до 21 апреля 2020 года.
Премьер-министр объяснил это решение тем, что «на данном этапе страна переходит на следующий этап распространения вируса — на стадию внутреннего распространения, которая требует дополнительных и особых мер как со стороны как правительства, так и бизнеса и общества».
По заявлению Гахария, чрезвычайное положение предоставляет правительству следующие возможности:
- За нарушение правил самоизоляции или карантина принудительно перевести лицо в соответствующее учреждение, за нарушение правил применять санкции;
- Установить ограничения на международные пассажирские, воздушные, наземные перевозки, кроме грузовых;
- Установить отличающиеся правила публичных сервисов и отличающиеся правила и сроки административного делопроизводства;
- Правительство Грузии получает право, в случае необходимости, ограничивать права собственности для целей карантина, самоизоляция, медицинских целей, а также на использование имущества и материального средств физических или юридических лиц;
- Ограничить собрание более 10 человек;
- Правительство будет иметь право ограничить или поручить частным организациям, бизнес-структурам осуществлять конкретные виды деятельности;
- При необходимости правительство будет регулировать цены на медикаменты, медицинские услуги и предметы первой необходимости;
- Правительство устанавливает правила и условия, отличающиеся от установленных Законом Грузии «Об образовании», при необходимости правительство может мобилизовать лиц с соответствующим медицинским образованием и полномочиями;
- Судебные процессы в Грузии могут проводиться дистанционно.
Премьер-министр подчеркнул, что «ограничение на собрание до 10 человек распространяется на всех», включая Церковь. «Основная цель и задача правительства Грузии — заботиться о здоровье наших граждан, независимо от их религиозных убеждений», — сказал он.
«Все физические и юридические лица обязаны соблюдать режим чрезвычайного положения. В противном случае, нарушение чрезвычайного положения приведет к: административной ответственности — штраф в размере 3000 лари для физических лиц и 15 000 лари для юридических лиц; То же действие повторно приведет к уголовной ответственности, а именно к лишению свободы на срок до 3 лет. Правоохранительные органы для соблюдения режима, установленного на время чрезвычайного положения, должны применять принудительные меры, предусмотренные законодательством Грузии».
Премьер-министр также заявил, что чрезвычайное положение не касается СМИ. «Единственным требованием к СМИ является соблюдение собственной безопасности, защита и забота о нашем здоровье, никаких других ограничений для СМИ не будет», — отметил он.
Что касается свободы передвижения, Георгий Гахария заявил, что, по состоянию на сегодня, оно уже ограничено частично, и на данном этапе не выявляется необходимость в комендантском часе и жестких требованиях карантина. По его словам, транспорт также не будет ограничен.
Премьер-министр также затронул тему инфраструктурных проектов и сказал, что «никакие ограничения не затронут крупные инфраструктурные проекты и в целом, инфраструктурные проекты». «На данный момент мы не видим необходимости в этом», — добавил Гахария. Он также затронул вопрос о бюджете и сказал, что правительство Грузии также будет требовать права на создание чрезвычайного бюджета.
Заявление Президента
На обращение премьер-министра сегодня же со специальным заявлением ответила президент Грузии Саломе Зурабишвили, по словам которой: «В связи с массовым распределением коронавируса и возрастания вызовов, с учетом готовности к пандемии, объявленной Всемирной организации здравоохранения, и для того, чтобы государство могло исполнить свое конституционное обязательство перед обществом – защитить жизнь и здоровье населения страны и сократить ожидаемую угрозу – по представлению премьер-министра и статьи 71 Конституции, принимаю решение и объявляю чрезвычайное положение на всей территории Грузии».
Зурабишвили также добавила, что решение вступило в силу с момента его объявления и что чрезвычайное положение будет действовать до 21 апреля. «Всем должно быть понятно, что ограничения прав, предоставленные нашей Конституцией, исходят из сложившейся ситуации», — пояснил премьер.
По теме:
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)