Камера, где о правах человека не помнит никто

Срок выполнения рекомендаций ООН истекает через несколько месяцев

КПЗ Министерства внутренних дел Грузии — комната размерами два на три метра, в которой всего одна маленькая форточка с железными решетками у потолка, принимает заключенных всего на три дня. За это время суд должен принять постановление о признании задержанного подозреваемым.

Как заявляют представители неправительственных организаций, а также сами побывавшие в КПЗ, именно в этих комнатах и происходят «ужасные вещи». По слухам, именно в камерах предварительного заключения происходит избиение и пытка задержанных. Еще говорят, что у задержанного два выбора — или его близкие должны принести деньги в КПЗ, или с него насильственно снимают показания.

«Положение задержанных в регионах является сверх меры невыносимым. Там за пытку можно считать и сами условия содержания», — говорит представитель неправительственной организации «Бывшие политзаключенные за права человека» Нана Какабадзе.

В рекомендациях, которые весной нынешнего года Комитет по правам человека ООН представил властям Грузии и на их выполнение дал срок — один год, особое внимание уделено именно на исправительные учреждения. В них говорится, что со стороны государства больше внимания должно уделяться данной сфере, а задержанным должны быть предоставлены больше прав. Кроме того, все должно быть сделано для искоренения пыток людей.

В связи с положением в камерах предварительного заключения свое возмущение высказывает и Министерство юстиции. На заседании Совета юстиции, которое состоялось 8 июля, и на котором присутствовал министр юстиции Роланд Гилигашвили, отмечалось, что из камер предварительного заключения МВД в учреждения Департамента по отбыванию наказания Министерства юстиции задержанных переводят с разнообразными побоями и увечьями, а также часто с нарушением срока предварительного заключения (72 часа).

По словам Наны Какабадзе, и спорить не нужно, что задержанные получают увечья в полиции. Часто это подтверждает и экспертиза Министерства юстиции.

В связи с избиением задержанных в КПЗ 2002 году Министерство юстиции передало генеральной прокуратуре 39 дел, но реакция последовала лишь в четырех случаях.

«То, что в камерах предварительного заключения нет идеального положения, и что там нарушаются права человека, об этом все хорошо знают. Причиной этого является недостаточное финансирование», — заявил министр внутренних дел Грузии Коба Нарчемашвили в беседе с корреспондентом «Civil.Ge». Министр подчеркнул, что идеальных условий нет в камерах предварительного заключения и в европейских странах.

О противоположном говорит другой представитель данного ведомства и не жалуется на обстановку в КПЗ. «Здесь вы не найдете задержанного, у которого были бы какие-нибудь претензии в связи с нарушением его законных прав. Я соглашусь, что такие заявления нередки, но скажу — здесь не нарушаются права задержанных», — отметил начальник КПЗ МВД Грузии Шота Кобадзе.

На одного задержанного, находящегося в течение трех дней в КПЗ, из бюджета выделяется 2,25 лари (около 1 доллара США). В условиях недостаточных бюджетных средств и коррупции не удивительно, что эта сумма до задержанного вообще не доходит.

Как говорит Нана Какабадзе, если задержанному не принесут еду его близкие, он может остаться голодным. По ее словам, в некоторых камерах нет матрасов и одеял, а задержанные вынуждены спать на бетонных плитах, покрытых деревом, или в лучшем случае, на пустой железной кровати.

Аргумент министра внутренних дел о недостаточном финансировании беспочвенным называет народный защитник Грузии Нана Какабадзе. «Тому, чтобы не избивать и не пытать задержанного человека, не нужны никакие финансы, транспорт и материально-техническая база», — говорится в ее ежегодном отчете.

«Власти должны обеспечить соответствующее законодательству наказание за любые формы пыток людей и подобного обращения, как за серьезные преступления», — говорится в рекомендациях Комитета по правам человека ООН. А из-за нарушения прав человека еще ни одного полицейского не осуждали, от правоохранительных органов не идет никакой инициативы по улучшению условий содержания задержанных. Если обстановка не перемениться, камеры предварительного заключения вновь останутся  символом насилия и пыток, что никак не повысит доверия населения к полиции.

Саломе Джаши, Civil.Ge