Президент Саломе Зурабишвили обратился к гражданам Грузии

Президент Грузии Саломе Зурабишвили 1 сентября обратилась к общественности страны и говорила о различных важных для страны вопросах, в том числе о получении страной статуса кандидата в члены, критике в адрес США со стороны бывших членов правящей Грузинской мечты, изменениях в Законе о негласной слежке, назначении послов и выдвижении кандидатов на посты председателя и членов ЦИК.

Статус кандидата и выполнение рекомендаций ЕС

Говоря о предоставлении Грузии статуса кандидата в члены ЕС, президент Зурабишвили заявила, что через неделю должно состояться заседание Совета ассоциации, которое является первым важным заседанием после того, как в июне Грузии были даны рекомендации, и на которое приглашен премьер-министр Грузии.

«Мне кажется странным, что из власти, правительства никто не поехал в Брюссель для предварительного обсуждения этих 12 рекомендаций (ЕС)», — сказала Саломе Зурабишвили.

Она также добавила, что такие визиты важны, потому что возможно, что не все в представленном виде приемлемо, или что-то нужно пересмотреть. «Обо всем всегда можно договориться», — добавила она.

«Это будет первая возможность, чтобы состоялся серьезный разговор с нашими европейскими партнерами, и этот момент нельзя упускать. Шаги, которые нужно предпринять здесь, очень ясны и для премьера, и правительства, и большинства», — сказала президент, добавив, что «это (такая) необходимость, что больше быть не может».

В этом контексте Саломе Зурабишвили отметила, что в первую очередь премьер-министр, правительство и большинство должны отстраниться от покинувшей правящую Грузинскую мечту «той какой-то тройки, или четверки, которые выступают с какими-то невероятными текстами и риторикой».

«Нельзя, чтобы одной рукой мы просили перспективу и статус кандидата, а с другой стороны, иногда ругали наших американских стратегических партнеров, то обвиняли Еврокомиссию, то разных европейцев или европейцев или партнеров, будто они хотят нас втянуть в какую-то войну, и что это их цель», — подчеркнула президент.

Он еще раз отметила, что «никто не хочет втягивать нас в войну, и никому не нужно втягивать нас в войну». «Это такая выдуманная ложь, которую, я думаю, никто не слышал со времен кончины советской пропагандистской машины», — добавила президент Зурабишвили.

«Давайте немного опомнимся, у нас нет необходимости выдумывать эти вещи», — подчеркнула президент, отметив, что сейчас самое время развеять все сомнения. «Эта ложь, сомнения, все, что негативно влияет на нашу страну, репутацию, доверии к нам (должны быть развеяны)», — сказала Саломе Зурабишвили.

«Это одно то, что обязан сделать премьер-министр, когда он прибудет в Брюссель, и мы все должны стать свидетелями этого», — сказала президент, добавив, что вторая обязанность, которая возлагается на премьер-министра — представить план реализации рекомендаций и 12 пунктов. «Это то, что нужно ему доказать нашим партнерам там, в Брюсселе, (чтобы они) увидели, что Грузия серьезно стоит на этом пути (европейской интеграции). Другой альтернативы не существует».

Президент также отметила, что премьер-министр также собирается участвовать в сессии Генассамблеи ООН, которая пройдет через три недели, где мы также «должны развеять все сомнения, которые возникли в отношении нас – можем мы проявлять солидарность или нет».

«Солидарность не означает второй фронт или вступление в войну. Солидарность – это то, что очень хорошо знает Грузия, когда друг находится в войне или в сражении. Солидарность заключается в том, что ты не должен критиковать за спиной, что должен морально поддерживать его», — сказала Саломе Зурабишвили, подчеркнув, что «никто не просит нас ни о чем другом. Ни дополнительных санкций, это тоже ложь, ни нашего втягивания куда-либо».

По словам Саломе Зурабишвили, «мы должны быть там, где достойно быть Грузии, нашему прошлому, и многолетним дружеским отношениям со страной, которая оккупирована, как наша, — это то, что мы должны показать в Нью-Йорке, в ООН».

«Другой темы не будет, оккупация, война и все страны выражают свое отношение, и сегодня должно быть ясно, что выбор очень прост, мы хотим, чтобы нас воспринимали как страну, которая является частью европейской семьи, ценностей, является участвующей единицей цивилизованного, демократического, свободного мира, или мы еще где-то колеблемся», сказала президент.

Он добавил, что «это то, что должно проявиться в ближайшие дни, в ближайшую неделю, в ближайший месяц, и ответственность за это лежит на всех». В этом духе президент призвала оппозицию «выйти из-под своего непонятного бойкота», поскольку, по ее словам, за результат «отвечать будут все».

«Но главная ответственность, конечно же, лежит на власти, и население, общество, и я лично, мы наблюдаем за тем, что происходит, как это будет происходить, и никто никому не простит того, что упустил этот шанс», —подчеркнула президент Грузии.

Вето на поправки о скрытой слежке

Говоря о наложении вето на изменения в Законе о скрытой слежке, президент Зурабишвили пояснила, что она «очень осторожно» относилась к использованию «вето», хотя «есть вопросы, когда вето имеет очень высокий политический признак».

По ее словам, именно таковыми являются изменения в законе о негласных следственных действиях, потому что это касается «нашей системы сегодня и завтра». «Здесь проходит разделительная линия, мы все еще в советском наследии, или мы переходим к подлинно европейской системе, наша личная жизнь защищена от прослушивания или нет», — сказала президент Зурабишвили.

По словам президента, мы до сих пор живем в стране, где «когда мы куда-то идем и хотим о чем-то поговорить, мы думаем, оставить ли мне телефон или взять его, а потом преодолеваем это и говорим, к черту этот телефон и пусть слушают, что хотят».

«Но это еще не европейская жизнь, это не является защитой прав человека, это какая-то другая система, и мы должны выйти из этой системы», — сказала Саломе Зурабишвили и подчеркнула, что, наложив вето на упомянутые изменения, она хотела показать, что необходимость изменений должным образом не обоснована, приняты наспех, не с инклюзивными консультациями.

«Никто (не был) вовлечен в эти консультации. Все это вызывает новые сомнения в том, что эти правила, принятые лишь для консолидации власти, чтобы прослушивания снова стали, как мы привыкли в этой стране, мощным рычагом власти», — сказала президент, подчеркнув, что «это недопустимо».

«Это невозможно в тот момент, когда мы заявляем, что идем к тому и для того, чтобы получить статус кандидата (в члены ЕС)», — сказала Саломе Зурабишвили, добавив, что ее вето «подразумевало, что мы должны решить, куда мы идем в конце концов».

Президент также приветствовала критическую оценку Венецианской комиссией по изменениям в законе о тайной слежке. «Венецианская комиссия одобрила основания для этого вето».

«Если обо мне можно сказать, что я некомпетентна, то думаю, что это немного неудобно со стороны некоторых людей, когда они обвиняют Венецианскую комиссию в некомпетентности, особенно тех, кто в другое время и в других ситуациях ссылались на выводы Венецианской комиссии», — подчеркнула Саломе Зурабишвили.

Поэтому, по словам президента, «нам нужно быть немного серьезными, особенно в то время, когда мы в очередной раз движемся в сторону Европы и статусу кандидата».

Назначение постоянного представителя при ООН

В своем обращении президент Зурабишвили еще раз пояснила, почему согласилась на назначение Давида Бакрадзе послом Грузии в ООН, несмотря на то, что ранее она критиковала его работу на посту посла в США.

По ее словам, несмотря на то, что ее доводы по поводу Бакрадзе «не были услышаны» правительством, она подписала указ о назначении, поскольку через три недели должна состояться сессия Генассамблеи ООН, а это не входит в интересы страны, чтобы «там не было полноценного посла Грузии».

Саломе Зурабишвили также отметила, что перед назначением любого посла должны быть проведены предварительные консультации между правительством и президентом, однако 1 сентября она приняла обращение правительства о назначении семи послов таким образом, что таких консультаций не было.

В этом контексте она подчеркнула важность решения Конституционного Суда о разделении полномочий правительства и президента по вопросам назначения послов, поскольку «подпись президента не может быть просто факсимиле».

«Поэтому Конституционный суд должен сказать свое слово», — добавила Саломе Зурабишвили.

Представление Парламенту кандидатов на должности председателя и членов ЦИК

 Саломе Зурабишвили еще раз пояснила, что у нее нет «какой-либо личной оценки» в отношении действующего председателя ЦИК Георгия Каландаришвили, и она не выдвигала его кандидатуру на тот же пост в третий раз только потому, что он не набрал 2/3 (100) голосов депутатов первые два раза, которые были необходимы для его избрания на 6-летний срок.

Она также подчеркнула, что представила новых кандидатов на пост председателя и членов ЦИК с надеждой, что кто-либо из них наберет 2/3 голосов. По словам президента, в отношении предвыборной среды именно этого требует Евросоюз от Грузии, чтобы отбирать кандидатов с высокой легитимностью и широким консенсусом.

«Именно это и есть деполяризация. Это касается председателя ЦИК, но это касается и других должностей, например, народного защитника», — сказала президент.

Саломе Зурабишвили подчеркнула, что хотя она не играет «никакой роли» в процессе выбора нового омбудсмена, однако, если следовать требованиям и духу Европы, люди должны назначаться на «ответственные должности» на основе широкого консенсуса.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)