«Продолжается охота на грузинские села»

Россия усиливает давление на Грузию

В результате бомбардировки территорий Грузии российской авиацией есть первая жертва. 23 августа на рассвете российские летательные аппараты сбросили бомбы на территорию Грузии — в ущельях рек Илто и Иори, населенный пункт Тбатани и хевсуретский участок чечено-грузинской границы. Рейд российской военной авиации завершился летальным исходом — погиб 70 летний житель села Матани Гурам Отиашвили, отправившийся в лес за дровами, а находящиеся вместе с ним 7 человек получили тяжелые ранения и контузии.

Со стороны властей Грузии за бомбардировкой грузинских территорий российской авиацией последовал резкий ответ. «Настало время прекратить охоту за грузинскими селами», — заявил президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, комментируя бомбардировку, произошедшую 23 августа.

Министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили передал ноту протеста послу России в Грузии Владимиру Гудеву. «На лицо ничем не прикрытая агрессия против суверенного государства. Ответственность за случившееся полностью ложится на тех представителей российских властей, по непосредственному приказу которых было совершено это кровавое преступление. Российские военные под предлогом борьбы с терроризмом ведут борьбу против мирного населения», — заявил руководитель внешнеполитического ведомства Грузии на специальной пресс-конференции в Тбилиси.

Несмотря на протесты около российского посольства в Тбилиси, а также со стороны представителей грузинских властей, реакция на произошедшее со стороны высших должностных лиц России была в достаточной степени циничная. Обычно, как и во всех предшествующих аналогичных  случаях на комментарий расщедрился лишь министр обороны России Сергей Иванов. Руководитель российского оборонного ведомства отверг обвинения, предъявленные российской стороне о бомбардировке территорий Грузии. Иванов пошел еще дальше и заявил, что «Взрывы могли произойти в результате начала специальной операции грузинских военных для наведения порядка в Панкисском ущелье».

Руководитель российского оборонного ведомства подверг критике и миссию наблюдателей ОБСЕ в Грузии в связи с тем, что они сделали заявления, что зафиксировали нарушение воздушного пространства Грузии. По словам Иванова, будет лучше, если наблюдатели ОБСЕ будут фиксировать «у себя под носом» чеченских бойцов.

За инцидентом 23 августа резкой международной реакции не последовало, что, возможно, обусловлено тем, что бомбардировка произошла в пятницу. Это не дало возможности правительствам западных стран дать соответствующий ответ. МИД Грузии решил оповестить о случившемся США и европейские страны с помощью их дипломатов, аккредитованных в Грузии. В тоже время секретарь Совета национальной безопасности Грузии, бывший посол Грузии в ООН и США, Тедо Джапаридзе высказал мнение, что со стороны Белого дома и госдепартамента должна последовать жесткая реакция.

Несмотря на дипломатические демарши со стороны представителей грузинских властей, общественность Грузии и оппозиционные политические силы высказывают возмущение в связи с неспособностью руководства страны воспрепятствовать постоянным нарушениям воздушного пространства Грузии. Широко распространяется мнение, что растущее давление со стороны России негативно повлияет на боевой настрой внутренних войск Грузии, которые  уже скоро должны приступить к осуществлению антикриминальной операции в Панкисском ущелье.

По мнению представителей оппозиции, если давление со стороны России так и будет продолжаться на фоне безмолвия международного сообщества, тогда, возможно, правительство Грузии уступит требованиям российской стороны и согласится на решение Панкисской проблемы военным путем.

В тоже время, вооруженные силы Грузии по-прежнему не в состоянии зафиксировать и соответственно реагировать на нарушения воздушного пространства страны. После распада СССР Грузия не в силах полноценно контролировать свое воздушное пространство. Вчера министр обороны Грузии Давид Тевзадзе признал, что у вооруженных сил Грузии нет средств, чтобы сбрасывать летательные аппараты на большой высоте.

Население Грузии, особенно жители приграничных регионов, чрезмерно возмущены последними событиями. Цинизм и вызывающие действия российских военных и политиков порождает опасения, что Россия уже не уважает политику «Красной линии», что подразумевает неприкосновенность суверенитета Грузии. Упоминание Грузии в официальных заявлениях как «гнезда терроризма» дополняют эти соображения реальными красками.

По теме:
Российские бомбы убили мирного жителя на территории Грузии