Трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан дан зеленый свет

Политические цели оказались важнее экологической безопасности

После чрезвычайно напряженных переговоров за последнюю неделю между властями Грузии, Международной нефтяной корпорацией Грузии и компанией British Petroleum наконец-то власти Грузии дали свое согласие на строительство грузинского участка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, включая территорию Боржомского ущелья. Но защитники окружающей среды опасаются, что нефтепровод может причинить огромный вред уникальной и нежной природе ущелья.

«Инвесторы дают Грузии беспрецедентные гарантии экологической безопасности. Поэтому все ограничения на строительство нефтепровода были сняты», — заявил президент Грузии Эдуард Шеварднадзе на информационном брифинге 2 декабря.

«В случае если региону [Боржомское ущелье] создастся экологическая опасность, маршрут трубопровода может быть изменен», — отметил Шеварднадзе.

По трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан миллионы баррелей азербайджанской нефти будет доставляться в Турцию. Общая протяженность трубопровода составит более 1700 километров. 280 километровый участок нефтепровода будет проходить через южные регионы Грузии, то есть там, где сегодня чрезвычайно важно обеспечить рабочими местами обедневшее население и развить инфраструктуру.

В нефтепроводе власти Грузии видят не только значительную экономическую прибыль. В Тбилиси уверены, что этот «проект века» станет также и гарантом стабильности и безопасности Грузии, заслужив интерес иностранных политических и экономических кругов.

Но судьба оцененного в 3 миллиарда долларов проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, поддерживаемого со стороны США, стала под знаком вопроса несколько дней назад из-за 17 километрового участка трубопровода, который должен пройти по территории Боржомского ущелья.

Боржомское ущелье прекраснейшие горы с хвойными лесами и горнолыжными курортами. Согласно плану, трубопровод пройдет в близи с истоками 8 рек и речек Боржомского ущелья и по одному склону, который, по мнению экспертов чрезвычайно опасен в виду возможных селевых сходов. Многие грузинские и зарубежные эксперты считают, что возможные повреждения на трубопроводе, вызванные природными катаклизмами или человеческим фактором (террористический акт, неправильная эксплуатация трубопровода), неоценимый ущерб могут причинить именно на этом участке.

При возможной утечку с трубы в Боржомском ущелье десятками тысяч тон нефти может попасть в Боржоми-Парк всего где-то за 4 часа, но кроме уникальной природы Боржомского ущелья Грузия может также лишится одного из своих драгоценных природных ресурсов  — боржомской минеральной воды. Эта опасность волнует не только представителей природозащитных организаций, но и простых патриотов.

Боржомское ущелье является сырьевой базой нескольких крупных грузинских производственных компаний. Минеральная вода Боржоми сегодня экспортируется в 25 стран мира, а производители минеральной воды ежегодно вносят миллионы долларов в госбюджет и в них трудоустроены сотни местного населения.

«Компания стекла и минеральных вод Грузии» (www.borjomi.com.ge) является самой крупной из них и больше всего противостоит прохождению трубопровода по территории Боржомского ущелья.

Возражения независимых экспертов и деловых кругов поддержала министр по охране окружающей среды Нино Чхобадзе, которая до поздней ночи 1 декабря отказывалась давать свое согласие на строительство нефтепровода через Боржомское ущелье. Но после переговоров с президентом Шеварднадзе Чхобадзе согласилась подписать разрешение на строительство.

По причине экологической безопасности правительство Грузии достаточно растянула по времени выдачу такого «экологического согласия». Это обстоятельство вызвало возмущение соседа и стратегического партнера Грузии — Азербайджана и таких государств-друзей, как США, Великобритания и другие. На прошлой неделе в Тбилиси прибыл президент компании British Petroleum Azerbaijan Девид Вудворд, чтобы получить согласие на строительство трубопровода от грузинских властей.

Тут же нужно отметить, что всего несколько дней назад — 24-26 ноября в Тбилиси также находился старший советник президента США по вопросам каспийской энергетики Стивен Манн. Американский дипломат с большим опытом встретился со многими представителями грузинской стороны, а к концу визита вопросы трубопровода были обсуждены на его встрече с президентом Шеварднадзе.

Большинство встреч проходили за закрытыми дверьми. На пресс-конференции 25 ноября после встречи с президентом Шеварднадзе, где присутствовали также и президент Международной нефтяной корпорации Гия Чантурия и посол США в Грузии Ричард Майлс, Стивен Манн заявил достаточно дипломатически: «правительство США не строит этот трубопровод, и деньги на его строительство тоже не платит. Целью моего визита является только лишь изучение хода этого процесса».

Но на конференции Манн особо подчеркнул, что не сомневается в оптимальности маршрута, разработанного консорциумом, так как в его создание были вложены огромный труд, средства и интересы крупных компаний мира. Поэтому, как считает Манн, требования замены боржомского маршрута альтернативным маршрутом абсолютно безосновательны.

Он также отметил, что дискуссия между правительством (т.е. Министерством по охране окружающей среды) и консорциумом по вопросам экологической безопасности «является совершенно закономерным процессом и все другие заинтересованные стороны чистосердечно приветствуют такой диалог».

Для усиления заявления Манна президент Международной нефтяной корпорации Грузии Гия Чантурия гордо заявил, что изучение экологической безопасности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в мировой истории. Он также со всей ответственностью заявил, что его корпорация, которая будет исполнять роль оператора грузинского участка трубопровода, владеет всеми необходимыми ресурсами, чтобы обеспечить правильную эксплуатацию, менеджмент и мониторинг объекта, чтобы довести до нуля возможность аварии. Чантурия заявил, что консорциум использует последние технологии мониторинга всех нефтепроводов для предотвращения утечки нефти.

По словам Чантурия, трубопровод рассчитан на 12 бальное землетрясение, хотя там же отметил, что при таком землетрясении вряд ли кто наверно вспомнит о трубопроводе.

В связи возможным саботажем по отношению к функционированию нефтепровода Стивен Манн заявил, что такая реальная угроза не должна существовать, но и у Грузии уже есть возможности обеспечить безопасность трубопровода не только в Боржоми, но и на всей территории страны. Он также добавил, что во время второй фазы программы «Трейнинга и экипировки» грузинских антитеррористических подразделений особое внимание будет уделено подготовке военных соединений для операций по защите трубопровода и других таких объектов.

К концу пресс-конференции Стивен Манн заявил, что он «лично убедился, что работы по осуществлению проекта в Грузии проводятся активно, результативно и по заранее намеченному графику». По его словам, он уверен в положительном решении вопроса об экологической безопасности.

Согласие на строительство нефтепровода со стороны грузинских властей было получено только после того, как в дискуссию вмешался лично президент Шеварднадзе. «Окончательное решение принимает президент и я лично ответственен за это решение [за согласие на строительство нефтепровода по территории курортного Боржомского ущелья]», — подчеркнул президент. Хотя очевидно, что политические цели перевесили реальные экологические соображения.

Давид Нозадзе, «Civil.Ge»