Антикоррупционный пакет президента

Законопроект может не встретить большого сопротивления в парламенте


27 января, по истечении двух дней после инаугурации президент Михаил Саакашвили внес в парламент единый пакет законодательных актов, направленных на реализацию антикоррупционных мероприятий, которые предусматривают конфискацию недоказанного имущества настоящим и бывшим госчиновникам, и кроме того, упрощаются процедуры передачи правосудию лиц, занимающих высокие должности.


«Мы попросим парламент обсудить эти законопроекты в ускоренном режиме, и надеемся, что на первом же заседании весенней сессии парламент примет соответствующее решение», — заявил назначенный недавно на должность секретаря Совета национальной безопасности Грузии Вано Мерабишвили. По его словам, «нынешние власти уже выполняют предвыборное обещание Единого национального движения о борьбе с коррупцией».


Презентация пакета антикоррупционных законопроектов состоялась 29 января на краткой совместной пресс-конференции секретаря СНБ Вано Мерабишвили, генерального прокурора Ираклия Окруашвили и министра юстиции Зураба Адеишвили.


Законопроект на 22 страницах предусматривает внесение поправок в 12 законодательных актов. Из представленных поправок можно выделить 4 основных новаций.


В случае утверждения поправок в грузинское законодательство вносится принцип сделочного правосудие.


Обвиняемому можно будет смягчить наказание, предусмотренное законодательством или вообще освободить его от наказания в том случае, если он предоставит следствию неопровержимые доказательства в связи с еще более тяжким преступление или преступлением, содеянным другим более высокодолжностным лицом.


Как утверждают представители новых властей Грузии, сделочное правосудие широко применяется в западных странах, и представляет собой эффективное средство борьбы против организованной преступности.


«Не исключено, что в отношении бывшего руководителя Грузинской железной дороги Акакия Чхаидзе прокуратура попытается использовать сделочное делопроизводство», — заявляет генеральный прокурор Ираклия Окруашвили.


Многие депутаты грузинского парламента считают, что сделки имели место и до сих пор, но это происходило тайно между прокурором и подозреваемым, что создавало почву для коррупции.


«Думаю, что в результате сделочного правосудия будут легализованы существующие сделки», — сказал «Civil.Ge» находящийся в оппозиции нынешним властям страны, представитель Социалистической партии Грузии Закария Куцнашвили.


«Здесь речь идет о борьбе с пережитками советских институтов. До сих пор сделки совершались тайно, с помощью взяток, за кулисами и это было источником коррупции. Представленный законопроект направлен именно против этих институтов», — заявляет автор идеи, министр юстиции Зураб Адеишвили.


Второй важнейший вопрос, который отражен в законопроекте, предусматривает конфискацию недоказанного, незаконного имущества у должностных лиц. Единственной возможностью для контролирования имущества высокодолжностных лиц являются финансовые и имущественные декларации.


Каждое должностное лицо обязано ежегодно предоставить свою имущественную декларацию. Эта информация открыта, и каждый гражданин имеет право ознакомиться с ней. Но многие эксперты считают, что этот институт реально не работает. Зачастую реальное имущество чиновников значительно крупнее, чем это отражено в декларациях.


Согласно законопроекту, прокурору предоставляется возможность возбудить гражданский иск в связи с законностью имущества, находящегося в распоряжении должностного лица. Должностному лицу самому придется доказывать законность своего имущества. Если он не сможет сделать этого, путем конфискации его имущество будет передано государству.


В результате задействования этого законопроекта власти надеются, что в государственный бюджет будут поступать средства. Кроме того, инициаторы законопроекта также считают, что у этой инициативы будет и превентивная нагрузка. Власти надеются, что в результате задествования инициативы у госчиновников будет отбито желание на участие в коррупции.


Законопроект о незаконном имуществе был вынесен нынешним президентом Михаилом Саакашвили в бытность его на должности министра юстиции в 2001 году на правительственное заседание для обсуждения. Но тогдашние члены правительства заблокировали инициативу. Против законопроекта выступил и тогдашний президент Эдуард Шеварднадзе.


Тема переместилась позже в парламент, когда в 2002 году депутат Саакашвили смог добиться обсуждения законопроекта в виде законодательной инициативы, но парламентской большинство, которое контролировалось президентом Шеварднадзе, не поддержало законопроект.


Еще одно новшество связано с завершением судопроизводства дела даже в том случае, если обвиняемый из-за болезни или по неуважительным причинам пытается избежать появления в следственные органы, или на него объявлен розыск. Таким образом, должностное лицо не сможет избежать ответственности и в том случае, если он скрывается.


Это положение предоставит возможность суду вынести обвинительное заключение бывшему губернатору региона Квемо Картли (Южная Грузия) Левану Мамаладзе, против которого возбуждено уголовное дело, и делопроизводство затягивается из-за того, что Мамаладзе скрывается за пределами Грузии.


«Для меня неприемлемо вынесение приговора в отсутствии обвиняемого, так как ему должно быть предоставлено право на защиту. Это делается, в основном, с целью зрелища», — заявляет юрист Закария Куцнашвили.


Законопроект также предусматривает аннулирование иммунитета сотрудникам правоохранительных органов, председателя Контрольной палаты и должностным лицам автономий.


Пакет антикоррупционных законодательных мер парламент обсудит в ближайшее время. С учетом сегодняшней обстановки в стране и политической конъюнктуры никто не сомневается, что законопроект не встретит сильного сопротивления в парламенте.