Правящая партия полностью будет контролировать парламент

Предполагаемое перераспределение сил в новом законодательном органе









Власть Саакашвили укрепляется
Если судить по предварительным данным повторных парламентских выборов, прошедших в Грузии 28 марта 2004 года только по пропорциональной системе, партия президента Михаила Саакашвили «Национальное движение — демократы» (НДД) полностью будет контролировать 2/3 мандатов в законодательном органе нового созыва, а оппозиционным партиям достанется лишь 30 мандатов из 235.


По состоянию на 31 марта, из 1532521 бюллетеней пересчитано 1518751. В результате перераспределения голосов правящая партия «Национальное движение — Демократы» получает 67,02%, сравнительно умеренная «Правая оппозиция», объединяющая, «Промышленников» и «Новых» — 7,62%. Остальные политические силы, участвовавшие в выборах, вообще не могут преодолеть 7%-ый барьер.


В том случае, если такой расклад будет окончательно утвержден Центральной избирательной комиссией, тогда правящая партия по партийному списку проведет в парламент 135 депутатов, а «Правая оппозиция» — лишь 15.


Как известно, Верховный суд Грузии аннулировал результаты парламентских выборов по пропорциональной системе, состоявшихся 2 ноября 2003 года, и оставил в силе только результаты выборов по мажоритарной системе. Соответственно, на выборах 28 марта партии боролись за 150 мест в парламенте, где всего 235 мандатов. 10 мест вновь остаются за представителями властей автономной республики Абхазия в изгнании.


Из 74 мажоритарных депутатов (в Чиатурском избирательном округе состоится второй тур мажоритарных выборов) 17 являются членами НДД, 8 мажоритариев — члены «Правой оппозиции» (4  от «Новых правых» и 4 от «Промышленников»), четверо Лейбористов и шестеро представителей партии лидера Аджарии Аслана Абашидзе — Союза демократического возрождения.


До ноябрьских событий прошлого года (Розовая революция) 19 мажоритариев были представителями экс-президента Эдуарда Шеварднадзе, но многие из них в настоящее время достаточно лояльно относятся к нынешним властям страны. Оставшиеся 20 мажоритарных депутатов считаются независимыми.


Хотя, не исключено, чтобы объявленные Центральной избирательной комиссией почти окончательные результаты еще изменились. Пока что еще до конца не определена судьба «Правой оппозиции». Председатель ЦИК Грузии Зураб Чиаберашвили 31 марта заявил, что не исключается аннулирование результатов выборов с тех избирательных участков, где были зафиксированы массовые нарушения процедуры выборов. В первую очередь, это касается регионов Аджарии и Квемо Картли (Юго-восточная Грузия).


Примечательно, что большую часть голосов своих сторонников «Правая оппозиция» набрала именно в Квемо Картли и вполне возможно, что в результате аннулирования результатов с этого региона оппозиционная коалиция останется вне парламента, и все свободные 150 депутатских мандатов полностью перейдут в руки правящей партии.


Кроме того, примечательно, что часть мажоритарных депутатов после революции заняла высокие посты в исполнительном правительстве. Соответственно, им придется отказаться от депутатских мандатов. Среди таких можно перечислить генерального прокурора Ираклия Окруашвили, министра внутренних дел Георгия Барамидзе, министра здравоохранения Гиги Церетели, полномочного представителя президента (губернатор) в Имеретинском регионе Давида Мумладзе, а также министра внутренних дел Аджарии Джемала Гогитидзе. Если эти лица останутся в исполнительных властях, что более вероятно, тогда в соответствующих мажоритарных округах должны состояться выборы нового депутата.


До мартовских выборов президент Михаил Саакашвили заявлял, что, несмотря на то, сколько партий смогут попасть в парламент в результате выборов, законодательный орган все равно не будет однопартийным, «так как в парламенте уже находятся оппозиционные депутаты в лице мажоритариев».


«По нашим подсчетам, как минимум, 45 мажоритарных депутатов относятся к оппозиционному спектру. К тому же не нужно забывать, что сама правящая коалиция состоит из нескольких партий и все были свидетелями того, что среди них нет полного согласия по всем вопросам», — заявил президент Саакашвили.


Но, трудно представить, чтобы мажоритарные депутаты вошли в радикальное противостояние с нынешними властями в парламенте. Тем более что в результате принятых не так давно конституционных поправок парламенту постоянно будет грозить роспуск в случае создания проблем президенту. Хотя, в виде исключения, могут появиться несколько мажоритарных депутатов, в том числе и бывший соратник и союзник президента Коба Давиташвили, которые предпочел быть в оппозиции после того, как по инициативе Саакашвили, парламент принял спорные конституционные поправки.


Но, несмотря на все это примечательным является само заявление президента о том, что правящая политическая сила состоит из нескольких партий.


Правительственная партия объединяет четыре политических субъекта. Несмотря на попытки властей продемонстрировать единодушие правящей коалиции объединением Национального движения и «Объединенных демократов» в одну политическую партию, внутри партии различные позиции между отдельными субъектами все равно стали очевидны. В Партийном списке «Национального движения — демократов» 60% являются непосредственной опорой президента Саакашвили, остальные 40% делятся на представителей команд премьер-министра Зураба Жвания и председателя парламента Нино Бурджанадзе.


Политические обозреватели считают, что новая сильная оппозиция может родиться именно из рядов нынешней правящей коалиции. Хотя отмечают также, что раскол в партии Саакашвили в ближайшее время маловероятен.