Кризис в Цхинвали разрядился, а разногласия по поводу российского оружия не улажены
Столица самопровозглашенной республики Южная Осетия |
«В результате координированной работы, международной поддержки, и частых контактов с Россией и США, Грузия предотвратила кровавый конфликт, который желали начать Кокойты (президент самопровозглашенной республики) и его сторонники в России», — заявил журналистам Саакашвили 12 июля, в Тбилисском аэропорту.
По его словам, безопасность сел в регионе защищена. Президент Саакашвили положительно оценил работу Службы разведки Грузии и отметил, что грузинская сторона «владеет точной информацией о том, сколько оружия и сколько боевиков было направлено из России в Южную Осетию».
«В настоящее время в Джавском районе (Южная Осетия) находится около 190 боевиков, которые являются криминалами. Они вошли в регион из Северной Осетии. Но, для меня они никакой опасности не представляют», — заявил Саакашвили.
По его словам, реинтеграция Южной Осетии в Грузию является «фактором времени». «Главное, что мы предотвратили вооруженный конфликт», — добавил президент.
«В настоящее время сепаратисты контролируют только Цхинвали, Джава и Кваиса. Реинтеграция этих районов тоже произойдет в ближайшее время», — заявил Саакашвили.
Напряженность в зоне конфликта в Цхинвальском регионе начала возрастать после того, как 7 июля грузинские миротворцы задержали несколько грузовиков российских миротворцев, некоторые из которых были нагружены оружием. За этим фактом в регионе начались обстрелы грузинских сел с осетинской стороны, в результате чего за несколько дней было ранено 8 грузинских военнослужащих. Как утверждают власти самопровозглашенной республики, раненые есть и с осетинской стороны.
После конфискации грузинской стороной «несанкционированного» оружия, которое, по утверждению грузинских властей, предназначалось для вооруженных группировок в Южной Осетии, осетинская сторона взяла в заложники несколько десятков грузинских военных, которых обезоружили и увезли в Цхинвали. 9 июля большинство заложников было освобождено осетинской стороной, хотя, трое заложников до сих пор находятся в заключении в Цхинвали.
Конфискованное оружие и трое грузинских заложников в Цхинвали становятся предметом торов между Тбилиси и Москвой.
«Русские и осетины требуют возвращения конфискованного орудия в Цхинвальский регион. Цхинвали согласен освободить наших военных после возвращения оружия, но мы не меняем наших солдат на оружие. Оружие мы возвратим русским, но не в зоне конфликта. Эти два вопроса мы не путаем друг с другом», — заявил 11 июля государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гога Хаиндрава.
11 июля вместе с послом по особым поручениям МИД России Львом Мироновым Гога Хаиндрава отправился в Цхинвали с целью освобождения из заключения трех грузинских заложников, но переговоры прошли безуспешно.
Как заявил агентству «ИТАР-ТАСС» Лев Миронов, «грузинская и осетинская стороны договорились воздержаться от провокационных действий в будущем».
13-15 июля госминистр Хаиндрава посетит Москву, где проведет переговоры с секретарем СБ России Игорем ивановым и другими официальными представителями российских властей.
Президент Саакашвили, предупредивший Россию, что конфликт в Южной Осетии является проблемой двусторонних отношений между Россией и Грузией а не внутренним конфликтом Грузии, 11 июля заявил, что конфискованное оружие Тбилиси возвратит российской стороне, только не на территории конфликтной зоны.
Россия вновь с категоричностью заявляет, что конфискованные грузинской стороной неуправляемые снаряды предназначались для российских миротворцев.
На брифинге 11 июля министр иностранных дел России Сергей Миронов заявил, что отправка двух российских вертолетов в зону конфликта было согласовано на встрече в рамках СКК 2 июля. «С грузинской стороны документ подписал Гога Хаиндрава», — добавил он. Но, Тбилиси заявляет, что документ не предусматривает ввоз дополнительного оружия в зону конфликта.
Как предполагается, вопросы о конфискованном оружии и удерживаемых в Цхинвали грузинских заложниках будет обсуждаться на встрече Гоги Хаиндрава и Игоря Иванова в Москве.