Второй день переговоров: стороны обсуждают конкретные предложения








Гога Хаиндрава (слева) и Борис Чочиев
(посередине) на переговорах в Москве.
Фото: агентства ИТАР-ТАСС

15 июля в Москве возобновится заседание четырехсторонней Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта в Цхинвальском регионе Грузии (Южная Осетия). Переговоры, в которых участвуют представители грузинской, южноосетинской, российской и североосетинской сторон, 14 июля поздно вечером были прерваны после того, как стороны представили друг другу конкретные предложения.


 «Мы решили приостановить переговоры, так как необходимы определенные консультации с нашими правительствами», — заявил журналистам 14 июля представитель южноосетинской стороны в СКК, министр по особым поручениям самопровозглашенной республики Южная Осетия Борис Чочиев.


Представитель североосетинской стороны на переговорах Теймураз Кусов сказал журналистам, что «переговоры проходят конструктивно».


14 июля были определены те основные предложения, по которым обсуждение продолжится уже сегодня.


Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гога Хаиндрава, который на переговорах в рамках СКК представляет грузинскую сторону, заявлял, что Тбилиси потребует «демилитаризации зоны конфликта и восстановления контроля над Рокским тоннелем», соединяющим Россию с Грузией через Цхинвальский регион.


По утверждению Тбилиси, через Рокский тоннель в регион из России ввозится контрабандный груз и оружие. «Контроль над Рокским тоннелем слишком важен для нас»,  — заявляет Хаиндрава.


Примечательно, что Грузия уже предлагала России создать совместный КПП около тоннеля, но Москва игнорировала данное предложение, а власти самопровозглашенной республики категорически отказались от этого предложения.


Что касается демилитаризации зоны конфликта, грузинская сторона настойчиво требует вывода из Джавского района в зоне конфликта находящихся там вооруженных добровольцев и казаков, которые за последние дни прибыли в регион с республик Северного Кавказа.


«Мы не согласимся на нахождение вооруженных группировок и бронетехники в зоне конфликта», — заявил госминистр Грузии.


Что касается вооружений, в этом отношении к грузинской стороне свои претензии выражают и Цхинвали и Москва. По утверждению властей России, грузинская сторона ввела в зону конфликта около 3000 военных, что значительно превышает квоту, которая определена договором о миротворческих силах. Согласно этому договору, каждая из сторон — осетинская, грузинская и российская имеют право разместить в зоне конфликта не более 500 своих миротворцев.


Москва и Цхинвали также требуют от Тбилиси упразднения тех 16 дополнительных блокпостов, которые появились в зоне конфликта за июнь месяц.


Президент Грузии Михаил Саакашвили, который 14 июля возвратился из Великобритании, где находился с официальным визитом, находясь еще в Лондоне, заявил, что он надеется на «прагматизм» президента Владимира Путина. Но, Саакашвили еще раз обвинил «определенные империалистические силы в России» в провоцировании вооруженного конфликта в Цхинвалськом регионе.


Государственный министр Гога Хаиндрава 14 июля заявил, что «ключи от урегулирования конфликта  находятся в руках Москвы». «Именно поэтому находимся мы в Москве», — добавил он.


МИД России не отрицает, что Россия «не может оставаться безучастной к судьбе своих граждан, которые представляют большинство населения Южной Осетии». Как известно, на протяжении нескольких лет власти России предоставляли гражданство жителям тех регионов Грузии, которые не контролируются центральными властями, выдавая им российские паспорта.