«Географическое расширение» мандата ОБСЕ в СРЮО не ожидается







ОБСЕ может увеличить количество своих
военных наблюдателей в зоне конфликта
в Цхинвальском регионе Грузии (СРЮО)
Глава внешнеполитического ведомства Грузии Саломе Зурабишвили 10 сентября в Софии встретилась со своим болгарским коллегой, действующим председателем ОБСЕ Соломоном Паси. Как известно, Тбилиси уже давно требует расширения роли ОБСЕ в урегулировании конфликта в Цхинвальском регионе Грузии (Южная Осетия).


Хотя, как ожидается, главная просьба грузинской стороны о расширении мандата ОБСЕ таким образом, чтобы охватить всю территорию самопровозглашенной республики Южная Осетия, в ближайшем будущем выполнена не будет. На краткосрочный период Грузия может добиться лишь увеличения количества военных наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта. Этот вопрос, по сравнению с географическим расширением мандата ОБСЕ, особых противоречий между Тбилиси и Цхинвали не вызывает.


На своем заседании 16 сентября Постоянный совет ОБСЕ намеревается обсудить ситуацию в СРЮО. В частности, на повестку дня будет вынесен вопрос об увеличении количества военных наблюдателей организации в регионе с 5 до 20. В настоящее время наблюдатели ОБСЕ размещены на одной из стратегических высот вблизи Цхинвали.


5-9 сентября по просьбе Тбилиси в Грузии побывали 20 послов, аккредитованных в ОБСЕ странами членами этой организации. Послы провели встречи с руководством Грузии, а также посетили и Цхинвали, Сухуми и осмотрели те участки российско-грузинской границы, на которых ОБСЕ проводит мониторинг начиная с 1999 года.


В настоящее время основным требованием Тбилиси является расширение мандата ОБСЕ на всей территории самопровозглашенной республики Южная Осетия, и распространение контроля наблюдателей и над Рокским тоннелем на российско-грузинской границе, который связывает Южную Осетию с Россией. Как заявляют представители официального Тбилиси, именно через этот тоннель и поступают в Южную Осетию вооружение, а также и наемники и добровольцы с российской территории.


В настоящее время военные наблюдатели ОБСЕ, также как и смешанные миротворческие силы в составе грузинских, осетинских и российских войск (по 500 военных с каждой стороны) контролируют лишь непосредственно ту территорию, которая обозначена как зона конфликта. Это та территория, которая размещена в пределах 15 километрового радиуса вокруг Цхинвали, как это предусмотрено по мирному соглашению от 1992 года.


Но, грузинская сторона добивается расширения мандата и смешанных миротворческих сил так же, как и мандата наблюдателей ОБСЕ в масштабах всего региона, включая две стратегические зоны — Рокский тоннель и Джавский район, который как заявляют власти Грузии. превратился в плацдарм осетинских вооруженных формирований и северокавказских боевиков.


8 сентября, на встрече послов ОБСЕ с де-факто президентом СРЮО Эдуардом Кокойты осетинская сторона еще раз подчеркнула свою позицию, заключающуюся в том что, Цхинвали не поддержит предложение о «географическом расширении» мандата ОБСЕ, в то время, как власти СРЮО не противоречат увеличению количества военных наблюдателей ОБСЕ внутри зоны конфликта, т.е. внутри 15 километрового радиуса вокруг Цхинвали.


Позиция Цхинвали в полной мере совпадает с позицией российского руководства. Посол по особым поручениям российского МИДа Лев Миронов, который активно участвовал в переговорах вокруг урегулирования конфликта в Цхинвальском регионе, 10 сентября еще раз подтвердил позицию России, согласно которой, «расширение существующего мандата ОБСЕ будет контрпродуктивным».


По сообщению Комитета прессы и информации правительства СРЮО, Эдуард Кокойты особо подчеркнул роль международных организаций в деле урегулирования конфликта, но также отметил, что ОБСЕ «не применяет свои возможности в полной мере».


Кроме того, Кокойты обвиняет ОБСЕ в поддержке грузинской стороны. «Слишком часто в ходе совместного мониторинга (в котором участвуют смешанные миротворческие силы вместе с наблюдателями ОБСЕ) наблюдатели ОБСЕ закрывают глаза на нарушения грузинской стороны в зоне конфликта», — заявил Кокойты.


Сама ОБСЕ также осторожно подходит к вопросу о расширении мандата наблюдателей этой организации на ближайший период. На данном этапе приоритетом организации является демилитаризация зоны конфликта. По заявлению Миссии ОБСЕ в Грузии, несмотря на сравнительное затишье, установившееся в регионе с конца августа, южноосетинская и грузинская стороны продолжают минирование территории и строительство окоп. ОБСЕ считает, что стороны смогут приступить к рассмотрению политических вопросов лишь после полной стабилизации ситуации в регионе.