Оппозиция говорит об ошибках властей в отношении к Цхинвальскому региону
16 сентярбря в Парламенте прошли дебаты |
Сколько человек стали жертвами развивавшихся в августе событий? С какой целью происходила эскалация конфликта и был ли у властей план действий? Усилились ли после этой операции позиции российских миротворцев? Кто командовал, кто был ответственным и какими результатами завершилась военная операция? Сколько было на нее затрачено средств? Почему за российскими войсками в зоне конфликта сохраняется статус миротворцев несмотря на то, что власти Грузии неоднократно признавали российскую сторону как одну из сторон в конфликте? Какое влияние оказали все эти события на инвестиционный климат в Грузии и была ли согласована августовская кампания с таким стратегическим партнером, как США? — эти вопросы оппозиции, которые еще 7 сентября были переданы исполнительным властям страны, фактически, и в ходе дебатов остались без ответа.
Приглашенный в зал заседания Парламента министр внутренних дел Грузии Ираклий Окруашвили, который активно был вовлечен в процессы в Цхинвальском регионе сразу после активизации там событий, предпочел воздержаться от ответов на большинство из вопросов, заданных оппозицией, и заявил лишь, что в результате боевых действий в августе в зоне конфликта погибли 17 грузинских военных. Депутатам, почтившим минутой молчания память о погибших, министр Окруашвили по отдельности прочитал фамилии всех погибших солдат.
«Никто и не думал скрывать информацию об этих героях», — заявил Окруашвили. Но, до этого момента распространялась противоречивая информация по поводу количества погибших, не назывались также и их имена.
По заявлению Окруашвили, до того, как грузинская сторона перешла в наступление, осуществлялась массированная атака «против тех ребят, которые погибли». «Мы были вынуждены, чтобы ответить огнем осетинской стороне. Скажу прямо, что мы бомбили также и Цхинвали, только после этого Кокойты открыл (обходные) дороги, из-за чего с повестки отпала необходимость нахождения войск в регионе», — заявил Ираклий Окруашвили.
Как утверждают сепаратистские власти Цхинвали, в результате бомбардировки города грузинскими силами погибли трое мирных граждан.
Депутат Ивлианэ Хаиндрава, являющийся лидером Республиканской партии, заявил, что власти осуществляли непоследовательную политику в отношении к Цхинвальскому региону. «Оправданный гуманитарный штурм был заменен силовой атакой. Днем — мирные переговоры, ночью — война. Создавалось впечатление, что в Грузии отдельно дневное правительство, и отдельно — ночное», — заявил Хаиндрава.
«Отправка в отставку начальника Генерального штаба ВС Гиви Иукуридзе и переход Внутренних войск в подчинение Министерства обороны говорит о том, что власти не действовали согласованно и проблема координации на самом деле существовала», — заявил оппозиционный депутат Коба Давиташвили.
Начальник Генерального штаба ВС Грузии Гиви Иукуридзе был освобожден с занимаемой должности сразу по окончании событий в зоне конфликта, а уже 15 сентября власти озвучили решение о переводе Внутренних войск в структуру Министерства обороны.
По заявлению лидера «Правой оппозиции» Давида Гамкрелидзе, ошибкой было также передача стратегических высот под контроль миротворческих сил. «Международная общественность дает шанс лишь один раз, чтобы проблема была урегулирована с молниеносной быстротой, но отходом от достигнутых результатов мы упустили и этот шанс», — заявляет Давид Гамкрелидзе.
«После того, как в августе были нами заняты стратегические высоты, мы еще раз продемонстрировали, что выбираем мирный путь урегулирования конфликта. Наша задача заключалась в том, чтобы нас не втянули в войну, к тому же зафиксировать в глазах международной общественности все это в противовес той пропаганды, которая велась против нас нашим северным соседом», — заявил «Civil.Ge» представитель парламентского большинства Гига Бокерия.
Власти сторонятся говорить о своих ошибках, но, определенные намеки все равно были сделаны. «Не знаю, назвать ли это ошибкой, но темпы в реформировании вооруженных сил нуждаются в ускорении. Определенные кадровые решения были приняты и в этой связи тоже», — заявляет Гига Бокерия.
Давид Гамкрелидзе, назвавший августовскую военную кампанию «абсолютно непродуманной и импульсивной», на парламентском заседании 16 сентября заявил, что результатом действий властей Грузии стало лишь то, что «сегодня вся международная общественность, в том числе ОБСЕ и СНГ, пытаются получить согласие от Кокойты на встречу с Жвания».
«Новые правые» требуют постановки вопроса об ответственности президента, как главнокомандующего, а также министров безопасности, обороны и ВД «за то полное фиаско, которое потерпели власти (Грузии) в Цхинвали».
«Проживающее в Цхинвальском регионе население сегодня также с автоматом в руках встречает рассвет и закат, и живет в надежде на то, когда из Тбилиси привезут муку или растительное масло. Мы возвратились опять в то положение, которое было 10 лет назад в Цхинвальском регионе», — заявил Давид Гамкрелидзе.
Но, по заявлению Гиги Бокерия, «в Южной Осетии статус-кво никогда не восстановиться, так как рынок Эргнети закрыт, грузинские села защищены, и третье — у властей есть твердая политическая воля, чтобы довести до конца вопрос о восстановлении территориальной целостности страны. Завтрашний день будет подтверждением этого».