Иностранные госкомпании могут наткнуться на препятствия в ходе процесса приватизации в Грузии
Парламент может поставить под сомнение широкую приватизационную политику министра экономики Кахи Бендукидзе |
Инициатор законопроекта, заместитель председателя Комитета по вопросам отраслевой экономики Парламент Грузии Гия Нацвлишвили, который является активным членом «Национального движения» со дня его формирования, в беседе с «Civil.Ge» прямо заявляет, что «целью этой инициативы является именно то, чтобы таким компаниям как «Газпром», ОАО РАО «ЕЭС России» «ИТЭРА» и другим ограничить участие в процессе приватизации, чтобы избежать прямой энергетической зависимости Грузии от России, что поставит энергетическую безопасность Грузии под сомнение».
Целью поправок, представленных в проекте, является то, чтобы предусмотренное на сегодняшний день в законе «О приватизации» ограничение, которое запрещает приобретение более 25% акций государственного предприятия в ходе их приватизации, распространялось и на иностранные государственные компании, чтобы в равных условиях оказались как местные, так и иностранные компании в ходе приватизации и чтобы исключить усиление влияния иностранного государства.
«К тому же, важно придать стимул процессу привлечения частного капитала а не государственного, который зачастую может иметь политическую нагрузку», — говорится объяснительной записке, прилагающейся к законопроекту, который был уже одобрен 24 сентября на заседании Комитета по вопросам отраслевой экономики.
Но, у законопроекта основной оппонент уже появился, который настаивает на перенесение в реальность Грузии существующей в пост-советских странах практики и этим оппонентом является Министерство экономики Грузии.
«Мы сделаем все для привлечения иностранных компаний, а, в это время, принятием такого закона, практически, отторгаем их и изводим на нет их желание осуществить инвестиции в Грузию», — заявляет заместитель министра экономического развития Грузии Натиа Турнава.
Но, как заявляет депутат Гия Нацвлишвили, «эта инициатива ограничивает участие (иностранного) государственного капитала, который, как обычно, всегда политизирован, и в данном случае, инициатива передается частному капиталу».
По его словам, в Грузии существует прецедент того, что во время политических кризисов Россия применяла экономические санкции против Грузии в сфере энергетики. О необходимости использования экономических рычагов в отношении Грузии не раз говорилось и с трибун Государственной Думы России.
Хотя, как заявляет член Парламента Грущии Гота Гвенетадзе в беседе с «Civil.Ge», экономическую блокаду любое недоброжелательно настроенное государство можем объявить и с помощью частных инвесторов.
«Поэтому, мы не сможем закрыть экономическое пространство. Наоборот, мы должны привлекать как можно больше инвесторов с соседних или других государств, в том числе и из частных компаний, если они наладят бизнес-отношения с нашей страной, будут платить налоги и добросовестно будут выполнять взятые перед Грузией обязательства», — заявляет депутат Гота Гвенетадзе, который также является представителем правящей партии.
По его словам, если это решение политическое, тогда обсуждение должно вестись с точки зрения политической, а не экономической целесообразности, а, с экономической точки зрения это ограничение абсолютно неоправданно.
«Экономика напрямую связана с политикой. Если бы Россия была развитой и демократической страной, которая проводит последовательную политику в отношении Грузии, тогда необходимость этой инициативы отпала бы с повестки дня само по себе», — сказал «Civil.Ge» Гия Нацвлишвили.
В настоящее время Министерство экономики проводит переговоры с компаниями из России, Турции, Израиля, Азербайджана, Украины, Туркмении и Казахстана в связи с теми предприятиями, которые были внесены в список 372 объектов, о планах приватизации которых министерство объявило еще в июле.
Примечательно, что 22-23 сентября в Тбилиси находились представители российской компании «Газпром». По неофициальной информации, «Газпром» заинтересован приватизацией компании «Тбилгаз», занимающейся распределением природного газа в Тбилиси, но официальные лица, в том числе и руководители «Тбилгаза» опровергают, что на переговорах с представителями «Газпрома» затрагивалась эта тема.
За 2004-2006 гг. государство выносит на приватизацию следующие предприятия: Руставский металлургический комбинат, «Чиатурмарганец», «Азот», «Электросвязь Грузии», «Телком Грузии», «Междугородную связь», «Тбилисский международный аэропорт», «Дзевррули ГЭС» и «Шаори ГЭС». Кроме того, в этот список вошли также государственное ювелирное предприятие «Национальная Зарапхана», «ГуматГЭС», «Риони ГЭС», «Ладжанури ГЭС», Потийские аэропорт, Тбилисская филармония, Батумский судостроительный завод, газовые предприятия и многие другие объекты.
После того, как начался новый этап приватизации, аукционным путем было продано 21 предприятие в автономной республике Аджарии, что было оценено со стороны Министерства экономики как «успешный» шаг.
80% объектов, подлежащих приватизации, управляются Агентством по управлению имуществом. Аудит предприятий пока еще не завершен. Соответственно, ни то, что стартовая цена приватизационных объектов, но и объемы уставного капитала пока что не уточнены.
Таким образом, конкретных данных о том, сколько прибыли войдет в бюджет в результате приватизации, не существует. Хотя, известно, что при утверждении бюджета на 2004 год к запланированным от приватизации 20 миллионам лари прибавилось еще 61 миллион лари (1 американский доллар равен 1,8 лари), которые планируется получить в результате приватизации «Тбилавиамшени» (Тбилавиастрои). Данное предприятие взамен на зачисление туркменского долга перейдет в собственность нынешнего хозяина предприятия Пантико Тордиа.
Примечательно, что осуществленный до сих пор процесс приватизации никогда не был особо «прибыльным». В частности: с 1993 г. по 2003 год в Грузии приватизировано 17 571 объектов, в результате чего государство получило лишь 491 миллион 70 тысяч лари.