Приоритеты Грузии по Южной Осетии
Гога Хаиндрава рассказывает о плане |
По его словам, в настоящее время приоритетом номер один является демилитаризация зоны конфликта; За демилитаризацией последует экономическая реабилитация, и после этого определение статуса Южной Осетии.
О приоритетах грузинской стороны по отношению к Южной Осетии Гога Хаиндрава беседовал 27 октября на встрече с представителями грузинских неправительственных организаций. Организаторами встречи были фонд «Открытое общество — Грузия» и Центр по урегулированию конфликтов и переговорам.
Разоружение
По заявлению Гоги Хаиндрава, в отношении демилитаризации грузинская сторона требует «локализации» находящегося в регионе вооружения и предотвращение дальнейшего поступления вооружений в зону конфликта.
«Необходимо, чтобы находящееся у южноосетинской стороны оружие хранилось в одном месте — на базе российских миротворческих сил, и это должны проконтролировать наблюдатели ОБСЕ… Согласно (подписанным сторонами конфликта) соглашениям, южноосетинская сторона имеет право лишь на владение полицейскими силами», — заявил государственный министр Грузии.
«Таким образом, мы требуем ликвидации любого типа незаконных вооруженных формирований в регионе. Естественно, это не касается Смешанных миротворческих сил и полиции. Но, будет сокращена численность полицейских, и информация о количестве и личных данных полицейских будет доступной для любой стороны, вовлеченной в конфликт. Таким образом, мы будем знать кто полицейский и кто является несанкционированной силой», — заявил Хаиндрава.
По словам госминистра, миротворческого контингента в составе 1500 человек (который объединяет по 500 миротворцев грузинской, осетинской и российской сторон) вполне достаточно для предотвращения вооруженной конфронтации.
Как заявляет Хаиндрава, те стратегические высоты, с которых можно вести наблюдение за Цхинвали и грузинскими селами вокруг Цхинвали, снова контролирует южноосетинская сторона.
«На этих высотах незамедлительно должны быть упразднены военные укрепления, как это было согласовано в Москве (заседание СКК 30 сентября — 2 октября)… Также настоятельно требуем, чтобы зоны конфликта была разминирована», — заявил государственный министр Хаиндрава.
«Все вышеперечисленные вопросы для нас являются первоочередным приоритетом, и когда все эти условия будут выполнены, населению Южной Осетии, как грузинскому, так и осетинскому представится возможность вернуться к нормальной жизни. Таким образом, демилитаризация должна стать первым шагом», — подчеркнул госминистр.
Экономическая реабилитация
Второй важнейшей задачей Гога Хаиндрава назвал экономическую реабилитацию региона. «Все знают, что ЕС финансирует проекты по реабилитации в этом регионе. Объем нынешнего финансирования составляет 2,5 миллионов евро. С будущего года ЕС планирует выделить 2 миллиона евро. Насколько нам известно, планируется также выделение еще 4 миллионов евро в виде помощи».
По словам Гоги Хаиндрава, на основании соглашения между Грузией и Россией, обе страны берут обязательство выделить фонды для экономической реабилитации регионе.
«Бюджет Грузии на будущий год предусматривает выделение фондов для осуществления реабилитационных проектов в Южной Осетии. Выделение этих средств предусмотрено по российско-грузинскому соглашению. Надеемся, что российская сторона также выполнит взятое обязательство в этом направлении. Если суммировать все суммы (иностранного происхождения и выделяемые Грузией), для региона выделяются значительные средства, что даст возможность Южной Осетии дышать посвободнее», — заявил Гога Хаиндрава.
По его словам, второе направление экономических проектов предусматривает предоставление определенных привилегий для компаний, действующих в Южной Осетии и Северной Осетии.
«Мы также готовы предоставить определенные привилегии южноосетинским и североосетинским компаниям в грузинских портах и на дорогах. Это входит и в интересы России, а в частности, в интересы Северной Осетии. Это предоставит возможность действующим в Южной Осетии фирмам легализовать свою деятельность», — заявил государственный министр.
По заявлению Гоги Хаиндрава, он дважды посещал столицу Северной Осетии Владикавказ, где встречался с президентом республики Северная Осетия Александром Дзасоховым. «Хочу заявить, что Влияние Северной Осетии на руководство Южной Осетии огромно. Южноосетинская сторона не принимает никаких мер без согласования с руководством Северной Осетии, а также без консультаций с Москвой. Но, часто позиция руководства Северной Осетии не совпадает с позицией Москвы».
Госминистр заявил также, что на встречах с североосетинским руководством он затронул вопрос о снятии визового режима тем жителям Южной Осетии, которые хотят поехать в Северную Осетию или наоборот. Аналогичный режим уже действует для грузинского населения Казбегского района Грузии, которым уже не нужна виза, чтобы переходить на территорию Северной Осетии.
Политической урегулирование
По заявлению государственного министра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов, третьим шагом, осуществить который удастся лишь после выполнения первых двух задач, это политическое урегулирование конфликта, что также предусматривает определение политического статуса Южной Осетии.
По словам Хаиндрава, Грузия готова к «большому компромиссу», который предусматривает предоставление Южной Осетии такого же статуса, какой есть у Северной Осетии в составе Российской Федерации.
Согласно Конституции Северной Осетии, у региона есть свой президент, парламент и правительство. Северная Осетия независимым образом регулирует внутренние дела, тогда как внешние отношения, оборона и охрана границы является прерогативой властей Российской Федерации.
Специальный представитель ЕС в странах Южного Кавказа Хейки Талвитие 27 октября на брифинге в Тбилиси заявил, что Европейский союз готов оказать помощь властям Грузии в деле определения статуса Южной Осетии.