Глава МО Грузии о военной реформе, программе IPAP и американской помощи
Интервью с Георгием Барамидзе
Министр обороны Грузии и Генеральный |
4 ноября после встречи Георгий Барамидзе с генеральным секретарем НАТО корреспондент «Civil.Ge» беседовала с главой оборонного ведовства Грузии об индивидуальном плане партнерства Грузия-НАТО (IPAP), о военной помощи Грузии со стороны США и о проходящей в Вооруженных силах страны реформе.
По заявлению министра обороны Грузии, с 2007 года, т.е. после успешного выполнения условий программы IPAP, у Грузии появятся реальные шансы стать членом НАТО. По его словам, планируется сократить численность личного состава Вооруженных сил Грузии до 17 тысяч военных. А в связи с новым этапом американской военной помощи Георгий Барамидзе заявил, что «эта помощь ставит целью создать в Грузии миротворческие силы, которые будут принимать участие в антитеррористических операциях».
Вопрос: Что означает для Грузии утверждение плана IPAP и реализация этого плана?
Ответ: Этот план нам не навязывает НАТО, наоборот, мы подготовили и предложили его НАТО, чем показали свою готовность к проведению реформ и это стало приемлемым для НАТО. Организация одобрила этот план. Было отмечено, что это именно те реформы, которые обязательно должны быть проведены на пути интеграции Грузии в НАТО.
В: Что предусматривают эти реформы конкретно? Что должно быть сделано на первом этапе?
О: Эти реформы подразумевают создание в стране настоящей армии, а не какой-то банды. Подразумеваю неодетую, безденежную, безоружную и необученную армию, которая существовала до сих пор.
Численность личного состава должна быть сокращена, но в результате, армия не должна ослабеть, а наоборот, должна окрепнуть. Армия должна стать более мобильной и оснащенной современным образом. Она должна управляться демократичными принципами.
Ко всему этому уже сделан первый шаг, что выразилось в переводе Внутренних войск из системы МВД в подчинение Министерства обороны. В стране не должны существовать два армейских формирования.
Кроме того, должны быть распределены полномочия между гражданским министром обороны и начальником Генерального штаба ВС. Руководство оборонного ведомства должны заниматься политическими вопросами, а Генштаб должен непосредственно отвечать за военную подготовку и боевую готовность армии. Таким образом, их функции четко должны быть распределены, каждый должен знать свое дело. Это и есть стандарты НАТО.
Также планируется создание новых подразделений, которые будут более дееспособны и эффективны в ходе выполнения поставленных перед ними задач.
Обязательным условием реформы является также прозрачность и эффективное использование ресурсов.
В: Какова должны быть численность армии?
О: В настоящее время наша армия насчитывает около 23 тысяч военнослужащих, куда входят и 8 тысяч личного состава Внутренних войск. До присоединения Внутренних войск за последний год увеличенный искусственно 24 тысячный личный состав армии был сокращен до 15 тысяч.
Мы еще планируем сократить численность существующего на сегодняшний день 23 тысячного личного состава до 17 тысяч. Это является тем оптимальным количеством, которое предоставит государству возможность нормально заботиться об армии, но и это количество не является идеальным. Не исключаю, что в будущем будут определены новые параметры.
В: На какой период рассчитана реализация плана IPAP?
О: Этот план расписан до начала 2007 года. Также необходимо разработать стратегический обзор оборонной системы, что также является составной частью плана. Стратегическим обзором оборонной системы окончательно выяснится армия какого типа необходима нашей стране. На данном этапе трудно сказать что-либо, пока не будет проведено исследование. Это достаточно длительный процесс и должен завершиться, приблизительно, к концу будущего (2005) года. Мы хотим завершить его в максимально сжатые сроки.
Хочу отметить и то, что реформу мы расписали в целом до 2010 года. Знаем, чем мы должны заниматься примерно в этот период. С 2007 года (после завершения реформ, предусмотренных в IPAP) присоединение Грузии к НАТО станет более реальным.
Мы также должны принять национальные концепции по безопасности и обороне. Сейчас мы формируем общие контуры Вооруженных сил. Это является первым этапом. После же будет больше конкретизации и специализации.
В: Какие вопросы обсуждали вы на встрече с генеральным секретарем НАТО?
О: Генеральный секретарь был в курсе дел о тех реформах, которые проводятся в Грузии. Мы говорили об урегулировании конфликтов, о действиях российских миротворцев в конфликтных зонах, о необходимости вывода российских военных баз из Грузии.
Я сообщил генеральному секретарю, что на данном этапе самым важным для нас является восстановление территориальной целостности. Также большое внимание уделяем мы вопросу о выводе российских военных баз.
Свои военные базы из Ахалкалаки и Батуми Россия должна вывести и тем самым, выполнить взятые на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году обязательства.
И о главном, процесс сближения Грузии и НАТО. Мы хорошо осознаем, что дорога (к НАТО) не будет короткой. Страны Прибалтики прошли этот путь за 9 лет, мы должны постараться одолеть этот путь за 3-4 года, и в этом нас поддерживают наши прибалтийские друзья, которые активно снабжают нас рекомендациями.
Генеральный секретарь НАТО пригласил меня в Брюссель, где детально будем обсуждать все вопросы. То, что НАТО заинтересовано Грузией, стало очевидным после назначения специального представителя на Южном Кавказе.
Генеральный секретарь положительно оценил активное участие грузинских миротворцев в антитеррористических и миротворческих операциях, как в Афганистане, так и в Ираке.
В: Государственный департамент США уже подтвердил, что США намереваются начать программу дополнительной военной помощи Грузии. Что предусмотрено этой программой?
О: На 2005 год военная помощь Грузии со стороны США была определена в объеме 12 миллионов долларов, но Конгресс увеличил эту сумму на 3 миллиона и в настоящее время объем помощи достиг 15 миллионов.
Кроме того, планируется дополнительная военная помощь для того, чтобы Грузия сформировала соответствующие силы для миротворческих и антитерористических операций. Это предусматривает обучение грузинских солдат, что будет способствовать увеличению и усилению наших сил.
В: В СМИ говорилось, что планируется выделение 40 миллионов долларов, в рамках которых будут обучены 4 тысячи грузинских военных американскими инструкторами…
О: США намереваются выделить серьезную помощь для осуществления этой программы. Но, пока я не буду говорить о деталях, так как, у меня нет такого права до тех пор, пока сама Америка не заявит об этом. Единственное, что я могу сказать, это то, что в направлении создания миротворческих сил это на самом деле будет очень серьезной программой помощи.