Тбилиси готовит юридические основания для вывода российских миротворцев

Президент Грузии Михаил Саакашвили 21 июля отправляется в Москву, где параллельно неформальному саммиту лидеров стран СНГ, глава Грузии планирует провести встречу со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Окончательное решение Тбилиси по российским миротворцам будет зависеть именно от этой встречи, — заявил Михаил Саакашвили 18 июля.


В то же время, официальные представители властей Грузии уже приступили к работе над процедурами, которые необходимы для подготовки юридического основания для вывода миротворческих сил из конфликтных регионов Грузии, как это предусмотрено в постановлении грузинского законодательного органа от 18 июля 2006 г.


Министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили 19 июля заявил, что выход их тех соглашений, на основании которых миротворческие силы были расположены в конфликтных зонах, «сложный процесс», но вполне возможный.


«Выход из международных соглашений довольно сложный процесс. Можно спорить об этом, но если будет принято политическое решение, у нас есть свои аргументы, как можно выйти из этих соглашений», — заявил Бежуашвили.


Председатель парламентского Комитета по международным делам Коте Габашвили 19 июля заявил, что в связи с Цхинвальским регионом, где российские миротворческие силы были размещены на основании соглашения между Грузией и Россией от 1992 года, не существует соглашений, которые определяли бы правила прекращения миротворческой операции.


«Был документ, в котором когда-то содержалось требование, что необходимо было определить сроки, но это положение никогда не было выполнено. Тут в силу входит очень простой принцип: этот принцип заключается в суверенном праве Грузии не размещать на своей территории иностранные силы. Право на это имеет любое государство и нет никаких правил, которые противоречили бы этому», — заявил Габашвили.


В связи с Абхазией Габашвили отметил, что «положение тут еще проще», и для примера привел соглашение, достигнутое между президентами Грузии и России в 2003 году, которое в том же году официально было оформлено лидерами СНГ.


В окончательном заявлении по итогам встречи президента России Владимира Путина и президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, которая прошла в Сочи 6-7 марта 2003 года, говорится: «президенты договорились, что с сегодняшнего дня эти (миротворческие) силы остаются в зоне конфликта (Абхазии) до тех пор, пока одна из сторон не потребует прекращения миротворческой операции».


Это положение было подтверждено решением глав государств — членов СНГ 22 марта 2003 года в Москве. До принятия этого решения мандат российским миротворческим силам продлевался каждые 6 месяцев.


«Таким образом, разговоры о том, что это туманное явление с правовой точки зрения и прозвучавшие в России заявления, что требования незаконны, не соответствуют правде», — заявил Габашвили.


Россия так же, как и абхазская и южноосетинская сторона, заявляет, что у Грузии нет права в одностороннем порядке требовать прекращения проводящееся миротворческой операции.


Оппозиционные депутаты Парламента Грузии заявляют, что выход Грузии из СНГ был бы наилучшим путем для прекращения миротворческой операции в Абхазии.


Но, по словам Габашвили, выход Грузии из СНГ автоматически не вызовет прекращения проводящейся миротворческой операции. «»Выход из СНГ ничего не изменит в этом отношении», — заявил он.


Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава 19 июля заявил, что российские миротворцы не выполняют ни одного положения из тех соглашений, которые представляют основу миротворческих операций. По его словам, это должно послужить причиной для их вывода из конфликтных зон.


Парламент Грузии также поручил правительству обеспечить размещение международных полицейских сил в конфликтных регионах Грузии.


«Главной проблемой в этом отношении является то, под чьей эгидой будут проводиться миротворческие операции», — заявил глава МИДа Грузии Гела Бежуашвили и там же отметил, что Россия имеет решающий голос, как в ООН, так и в ОБСЕ.