Окруашвили рассказывает о Кодори и критикует оппонентов
Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили 31 июля заявил, что риск обострения напряженности в верхней части Кодорского ущелья все еще высок, так как «т.н. российские миротворцы» пытаются спровоцировать грузинские силы.
Ираклий Окруашвили, который провел последнюю неделю в Кодорском ущелье, после возвращения из ущелья 31 июля провел пресс-конференцию, на которой заявил, что проведенная против Эмзара Квициани и его вооруженных бойцов антикриминальная операция прошла с большим успехом, несмотря на то, что в ходе операции погиб один человек. Глава грузинского оборонного ведомства подверг критике лидеров оппозиционных партий «Новых правых», Лейбористской партии и «Консерваторов» за «изменнические заявления» при оценке событий в Кодори.
«Преследование криминалов»
Ираклий Окруашвили заявил, что в Кодорском ущелье процесс преследования криминалов продолжается в определенной мере.
«Скорее всего, на полную фазу понадобится еще несколько дней», — отметил он.
По его словам, процесс проверки местного населения очень сложный процесс, так как они не имеют удостоверений личности, и «в настоящее время проводится процесс полной переписи».
«Эти люди (военизированная группировка «Охотник») провели длительное время на этой территории. И, к сожалению, мы (правительство) до сих пор не смогли навести там порядок, но все это сегодня подходит к концу», — заявил Окруашвили.
«Мы не такие власти и это мы подтвердили уже множество раз, которые свыкнутся с такими мятежами», — заявил Окруашвили.
По словам министра обороны, Эмзар Квициани сбежал из Кодорского ущелья с помощью российской стороны.
«По нашей информации, в настоящее время он находится на территории России. Теперь Квициани для нас ничего не значит. Он обыкновенный криминал, которого рано или поздно мы поймаем», — заявил Окруашвили.
Обязательство по мирному урегулированию конфликтов
Ираклий Окруашвили заявил, что в результате проведенной с 25 июля спецоперации против Эмзара Квициани Грузия установила контроль «над очень важной часть нашей территории – Кодорским ущельем, который является важным плацдармом на территории Абхазии».
По его словам, в Грузии есть правительство, «которое постоянно думает о том, каким образом можно вернуть Абхазию».
«Мы настроены на то, чтобы конфликты на территории Абхазии и Южной Осетии были урегулированы мирными методами», — заявил Окруашвили.
«Изменнические заявления»
По словам Окруашвили, он был возмущен заявлениями лидера «Новых правых» Давида Гамкрелидзе, лидера «Консерваторов» Кобы Давиташвили и лидера Лейбористской партии Шалвы Нателашвили.
Гамкрелидзе и Нателашвили подвергли жесткой критике решение правительства о направлении грузинских сил в Кодорское ущелье. Депутат Коба Давиташвили в своем телевизионном интервью 28 июля поблагодарил членов группировки «Охотник» за то, что не оказали сопротивления правительственным силам.
«За те два часа после того, как я возвратился из Кодорского ущелья, я успел просмотреть сообщения в СМИ, которые передавались во время проведения операции, и хочу выразить свое возмущение в связи с тем, какие оценки высказывались вокруг этой операции. Подразумеваю те нечеловеческую, непатриотическую и изменническую позицию, которую проповедовали определенные политики. Когда Гамкрелидзе и Нателашвили призывают армию сложить оружие, это равносильно измене стране. Можно не соглашаться с правительством в какой-то политике, можно, чтобы не нравились какие-нибудь представители властей, но мы должны быть верны каким-нибудь принципам и вокруг определенных вопросов у нас должно быть единое мнение. Или тот же призыв Кобы Давиташвили и благодарность к т.н. «бойцам», на совести которых должна быть жизнь той женщины, которая погибла в ходе этой операции», — заявил Окруашвили.
В селе Чхалта в ходе столкновения между правительственными силами и вооруженными сторонниками Квициани погибла одна женщина. Официальные лица заявляют, что мятежники «использовали мирное население, как щит».
«Невозможно также не выразить свое возмущение в связи всем тем, какие оценки были сделаны вокруг этой операции, будто мы (правительство) сами устроили эту провокацию и это было поставленным нами спектаклем», — заявил Окруашвили.
«Высокая напряженность»
По словам Окруашвили, напряженность снова высока в Кодорском ущелье и необходимо ее ослабить. «Сейчас мы работаем над этим», — отметил он.
«Очень близкая дистанция между российскими т.н. «миротворцами» и нашими полицейскими силами в Кодори каждую минуту существует вероятность и риск того, что там может произойти определенная эскалация. Мы не должны этого допустить. Хочу всех попросить, чтобы относились к таким вопросам с большей ответственностью», — заявил Окруашвили.
Кодорское ущелье в настоящее время разделено российскими миротворческими силами на верхнюю и нижнюю части. Нижняя часть контролируется абхазской стороной.
Ираклий Окруашвили обвинил российских миротворцев в провоцировании напряженности в регионе и заявил, что 29 июля с поста российских миротворцев был открыт огонь в сторону грузинских сил.
«Но, мы не поддались на провокацию и не ответили на это. Сегодня также очень напряженная ситуация, когда российский вертолет залетел и кружил над местом дислокации наших подразделений. Очень высоким было искушение, чтобы открыть огонь в его сторону, но мы попытались не ответить на такую провокацию, которую совершают они.
Войска покинули Кодори
Министр обороны Грузии заявил, что несмотря на заявления российской и абхазской сторон, которые обвинили Тбилиси в нарушении Московского соглашения от 1994 года о прекращении огня и размежевании сторон, в настоящее время в Кодорском ущелье силы Министерства обороны Грузии не находятся.
По словам Окруашвили, в Кодорском ущелье против Эмзара Квициани и его вооруженных сторонников была проведена антикриминальная операция, в которой участвовали полицейские силы, а армейским силы «занимались лишь обеспечением тыла» полиции
«Лишь малочисленная группа нашего спецназа помогала полиции, но это подразделение уже не находится там (в ущелье), оно покинуло ущелье», — заявил Окруашвили.
По его словам, Тбилиси согласен на проведение мониторинга в верхней части Кодорского ущелья, только после того, как будет проведена инспекция военной базы в Гудаута.
«Я слушал заявление моего российского коллеги Сергея Иванова, который сказал, что необходимо провести мониторинг в Кодорском ущелье. Да, мы согласны на этот мониторинг, но, после того, как мониторинг будет проведен на Гудаутской базе», — заявил Ираклий Окруашвили на пресс-конференции 31 июля.
Тбилиси настоятельно требует проведения международного мониторинга на Гудаутской базе, чтобы убедиться в том, что Россия закрыла эту базу, как это предусмотрено в Стамбульском соглашении ОБСЕ от 1999 года.