Тбилиси требует инспектирования Гудаутской базы взамен на мониторинг в Кодори
Тбилиси заявляет, что проведение мониторинга в Кодорском ущелье станет возможно лишь в том случае, если на российской военной базе в Гудаута будет проведено международное инспектирование.
Российская и абхазская стороны обвиняют Тбилиси в размещении в Кодорском ущелье армейских подразделений «по прикрытием полицейских сил», что, по их заявлению, является «прямым» нарушением Московского соглашения от 1994 года. По условиям соглашения, в верхней части Кодорского ущелья не должны находится подразделения Вооруженных сил Грузии.
Москва и Сухуми уже потребовали проведения мониторинга в Кодорском ущелье с участием российских миротворческих сил и наблюдателей ООН, как это предусмотрено в соглашении от 1994 года.
«Необходимо возобновить мониторинг в Кодорском ущелье. Если грузинская сторона не согласится на возобновление мониторинга, который не проводился уже на протяжении трех лет, тогда мы будем считать, что Грузия готовится к войне», — заявил Сергей Багапш 1 августа.
Министр обороны России Сергей Иванов также призвал к проведению «тотального инспектирования» полицейских сил, которые в настоящее время находятся в верхней части Кодорского ущелья.
Мониторинг в Кодори не проводился с июня 2003 года, после того, как наблюдатели ООН и их переводчик были похищены во время патрулирования.
Министр обороны Грузии Ираклия Окруашвили 31 июля четко сказал, что Тбилиси согласится на мониторинг Кодорского ущелья ишь после проведения инспектирования на Гудаутской базе.
Тбилиси настоятельно требует проведения международного мониторинга в Гудаута, чтобы подтвердить, что Россия закрыла свою военную базу, как это было предусмотрено в Стамбульском соглашении ОБСЕ от 1999 года.
Москва настаивает на проведение одноразового мониторинга в Гудаута, в то время, как грузинская сторона желает, чтобы мониторинг проводился регулярно.
Кроме того, Грузия также требует от России упразднения военного аэродрома в Гудаута.
По сообщению абхазских источников, в настоящее время на Гудаутской базе размещены 4 вертолета российских миротворческих сил и 130 военных из миротворческого контингента.
Де-факто министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба 1 августа заявил, что недопустимо связывать вопрос о проведении мониторинга в Кодорском ущелье с инспектированием Гудаутской базы и юридически это необоснованно.
«Мониторинг верхней части Кодорского ущелья предусмотрен в Московском соглашении от 1994 года… в то время, как у Грузии нет никаких оснований требовать инспектирования бывшей российской военной базы в Гудаута», — заявил Шамба.
В подписанном грузинской и абхазской сторонами в 1994 году соглашении говорится: «В Кодорском ущелье регулярно должно проводится патрулирование миротворческими силами и международными наблюдателями».
В то же время, де-факто министр обороны самопровозглашенной республики Абхазия Султан Сосналиев 1 августа обвинил Тбилиси в отправке дополнительно горного батальона в составе 500 военных.
По его словам, абхазская сторона «принимает адекватные меры». Сосналиев добавил, что в контролируемую абхазской стороной нижнюю часть Кодорского ущелья был направлен отряд специального назначения министерства обороны де-факто правительства. По его словам, Абхазия пока еще не объявляла о мобилизации резервных частей, так как «пока не существует такой необходимости».