Южная Осетия оказалась в центре внимания по делу о контрабанде урана

Один гражданин Российской Федерации и трое граждан Грузии отбывают наказание в Грузии в связи с делом о ввозе в Грузию из России, через территорию Южной Осетии 100 грамм обогащенного урана контрабандным путем, — заявил официальный представитель Министерства внутренних дел Грузии 25 января.


Дело берет начало с января 2006 года, когда гражданин России Олег Хинцагов и трое его грузинских сообщников были задержаны грузинскими правоохранительными органами в Тбилиси.


Но информация об этом была разглашена министром ВД Грузии Вано Мерабишвили лишь спустя год, 24 января 2007 года через американские СМИ. На текущей неделе Мерабишвили посещал США. Информация о визите не была разглашена и официальные представители МВД воздержались комментировать детали визита министра.


Первые комментарии по этому делу 25 января сделал руководитель Аналитического управления МВД Грузии Шота Утиашвили. Но, он затронул, в основном, те факты, которые уже были озвучены Мерабишвили в его отдельных интервью New York Times и Associated Press, которые были опубликованы 24 января.


«Наши агенты в Южной Осетии распространили информацию, что если у кого-либо есть на продажу радиоактивное вещество, мы готовы купить его; В результате, появились какие-то осетины, которые действовали в Южной Осетии и Северной Осетии. Они заявили нашим источникам, что у них есть на продажу уран. 31 января 2006 года они ввезли высокообогащенный уран в Грузию, около 100 грамм обогащенного на 90% урана, что, фактически, является готовым материалом для атомной бомбы. Мы знали, что это был российский уран, но не знали точно, из какого места был доставлен он», — заявил Гота Утиашвили журналистам 25 января.


Олег Хинцагов, который в настоящее время отбывает тюремное заключение сроком 8,5 лет, был задержан в Тбилиси, когда пытался уладить сделку в денежном эквиваленте на 1 миллион долларов США.


По заявлению официальных представителей Грузии, Хинцагов сказал агентам, что он мог ввезти еще два килограмма урана, который он укрывает в Северной Осетии. Но, после ареста он отказался сотрудничать с правоохранителями, — заявил Утиашвили.


Российской стороне мы направили информацию об этом факте, кроме того, отправили и образцы изъятого урана и они подтвердили, что это высокообогащенный уран; Другой информации из России мы не получали», — сказал Утиашвили.


«К сожалению, из России никто не приехал, даже для допроса этого человека», — сообщает слова Вано Мерабишвили агентство Associated Press.


Но, российское информационное агентство «Интерфакс» сообщило 25 января со ссылкой на неназванного официального представителя Федерального агентства России по атомной энергии, что у Грузии «не было желания сотрудничать». Источник также заявил, что установить происхождение изъятого в Грузии урана стало невозможно.


По заявлению официального Тбилиси, об этом «довольно щекотливом деле» информация была конфиденциальной в течение одного года, так как была надежда добыть больше информации о деталях. Но, это было невозможно, так как Россия отказалась от сотрудничества.


В распространенном 25 января заявлении МИДа Грузии говорится, что Тбилиси не комментирует ту роль, которую могло сыграть другое правительство в этом расследовании, так как это дело уже международной безопасности, а не политики.


Это уже второй случай за последние два месяца, когда самопровозглашенная Южная Осетия, которую официальный Тбилиси называет «черной дырой» контрабанды, оказывается в центре внимания западных СМИ.


В конце ноября Washington Post сообщил, что Служба разведки СШа и грузинская полиция расследуют дело о фальсификации денег на международном уровне, и ее ареал распространяется от самопровозглашенной республики Южной Осетии до США.


Де-факто власти Южной Осетии опровергли обе эти информации и назвали их частью направленного против Цхинвали «кампании черного пиара» со стороны Тбилиси.


«Подобные утверждения не имеют под собой абсолютно никакой реальной почвы… Сама Грузия оказывает покровительство криминальным и террористическим элементам, которые базируются на территории Панкисского ущелья», — говорится в заявлении де-факто МВД самопровозглашенной республики Южная Осетия от 25 января.


МИД Грузии 25 января сообщил, что дело контрабанды обогащенного урана подчеркивает значение размещения международных наблюдателей на КПП между Южной Осетией и Северной Осетией.


«Важно подчеркнуть, что правительство Грузии уже давно желает размещения международных наблюдателей на тех участках границы с Россией, которые граничат с сепаратистскими территориями Абхазии и Южной Осетии. Через эти границы и через те или иные территории ввоз незаконных товаров не подчиняется контролю. Риск распространения оружия массового поражения порождает необходимость того, что международное сообщество должно обеспечить защиту границ», — говорится в заявлении.


В это время, президент Грузии Михаил Саакашвили 25 января заявил, что настало время, чтобы страна начала продвигаться к окончательному объединению. Во время визита в Сигнагский район (Восточная Грузия) Саакашвили заявил, что «банда криминалов держит в заложниках население Цхинвали и проживающих в прилегающих селах наших граждан».