Важный рычаг

Тбилиси не уступает своей позиции на переговорах по вопросу о вступлении РФ в ВТО


Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — «Единственное и принципиальное условие» Грузии – легализовать пограничные КПП на абхазском и южноосетинском участках российско-грузинской границы – снова остается препятствием для России на пути ее вступления во Всемирную торговую организацию.


Заместитель министра экономики Грузии Тамара Ковзиридзе 31 мая в Тбилиси, на протяжении семи часов проводила переговоры за закрытыми дверьми с руководителем российской делегации, представителем Министерства экономического развития РФ Максимом Медведковым. Но встреча не смогла сблизить позиции сторон.


Единственным вопросом, который обсуждался на встрече была проблема действующих нелегально на участках российско-грузинской границы в конфликтных зон Абхазии и Южной Осетии «Гантиади-Адлер» и «Роки-Нижний Заромаг».


«Эти переговоры показали, что на данном этапе Россия, к сожалению, пока не желает урегулирования этой проблемы (легализации пограничных КПП) и соответственно, выполнить то обязательство, которое было взято ею в 2004 году, когда мы (Грузия и Россия) завершили двусторонние переговоры. Хотя, в рамках сегодняшних переговоров (российской делегацией) был признан тот факт, что данные КПП действуют нелегально, без согласования с Грузией», — заявила журналистам по окончании встречи Тамара Ковзиридзе.


Грузия и Россия еще в мае 2004 года – когда обе страны выразили попытки к потеплению отношений – подписали соглашение, которое, формально, означало согласия Тбилиси на вступление России в ВТО.


Этим договором Россия взяла обязательство, что урегулирует вопрос легализации действующих незаконно в Абхазии и Южной Осетии пограничных КПП.


Но, Тбилиси в ноябре 2005 года изменил свою позицию по вопросу о принятии России в ВТО и напомнил Москве о взятых в 2004 году обязательствах. После этого Тбилиси не меняет своей позиции.


Но, Россия, которая спешит завершить процедуры по вступлению в ВТО в нынешнем году, заявляет, что размещенные в сепаратистских регионах КПП являются политическим вопросом, который ничего общего не имеет с переговорами по вступлению России в ВТО.


«Мы считаем, что это два различных вопроса. Ваши эксперты также подтверждают, что вступление в ВТО и функционирование КПП различные вопросы. Объединение в ВТО не связано с функционированием КПП», — заявил Медведков.


По его словам, на нынешних переговорах «основным вопросом является то – находится ли это (вопрос функционирования нелегальных КПП) с ВТО)».


«Мы поддерживаем вступление России в ВТО, но хотим, чтобы Россия выполнила взятые обязательства», — заявила Тамара Ковзиридзе.


Стороны договорились продолжить переговоры и очередной раунд, как предполагается, пройдет в июне, но место проведения встречи и точная дата пока не согласованы.


Временами в грузинской прессе и у одной части политического спектра появлялись мнения о том, что Тбилиси придется пойти на уступку, особенно после того, как США согласились на принятие России в ВТО.


Но, как заявляют власти Грузии, партнеры Грузии с пониманием относятся к «легитимным требованиям» Тбилиси и от них не было никаких попыток, направленных на то, чтобы грузинская сторона уступила свои позиции.


По словам официальных лиц, Тбилиси не собирается выпускать имеющиеся в его руках серьезный рычаг таким образом, чтобы не получить взамен на это значительную уступку со стороны России.


Единственным вариантом, которого, предположительно, пытается достичь грузинская сторона, является установлением и.н. модели Приднестровья на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы.


Как известно, на Приднестровском участке границы между Молдовой и Украиной проводится мониторинг со стороны ЕС, который ставит своей целью предотвращение проникновения контрабанды. Но осуществить данный проект удалось лишь в условиях сотрудничества со стороны Украины. Россия, из-за того, что не имеет общей границы с Молдовой, не принимала непосредственного участия в решении данного вопроса.