Работа СМИ в судах может быть ограничена
Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Парламентская оппозиция подвергла критике инициативу большинства о запрете фото, кино и видео съемок, а также аудиозаписей в зале судебного заседании в ходе рассмотрения дела и назвала эту инициативу законопроектом «о цензуре».
Парламент Грузии сегодня в первом чтении обсудил данный законопроект, но в ходе голосования не удалось набрать достаточное количество голосов и законопроект не прошел 107 голосами против шести. Повторное голосование назначено на следующую неделю на внеочередном заседании Парламента.
Депутаты от правящего Национального движения заявляют, что данная инициатива ставит своей целью «предотвращение попыток получения политических дивидендов» от судебных процессов и снятия общественного давления на суды.
В разъяснительной записке к законопроекту также говорится, что присутствие телекамер в зале судебного заседания «способствует ангажированию процесса и намеренным провокациям от сторон».
«В такой обстановке рассмотрение судебного дела выходит за рамки, установленные правовыми нормами и вместо представления доказательств и рассмотрения дела перегружено эмоциональными заявлениями и выступлениями, что не способствует полноценному и объективному обсуждению дела и оказывает психологическое давление на судей», — считают авторы законопроекта.
«Кроме воздействия на суды, все это направлено также на формирование ошибочного общественного мнения. Именно предварительное формирование общественного мнения, то есть до принятия судебного решения, и представляет еще один пример прямого психологического давления на суд», — говорится в разъяснительной записке к законопроекту.
Согласно законопроекту, журналисты будут иметь право присутствовать на судебных процессах; Но, распространяться будут лишь те видео и аудио материалы, которые посчитает нужным распространить пресс-служба суда.
Законопроект был разработан после того, как в ходе рассмотрения нескольких нашумевших дел в залах судебного заседания последовали беспорядки и хаос. Видеоматериалы были распространены посредством СМИ. Оскорбительные заявления в отношении судей и прокуроров со стороны представителей общественности, которые присутствовали в залах судебного заседания, активно освещались телекомпаниями. Эти нашумевшие процессы – одним из последних было дело Ираклия Батиашвили – были подвергнуты критике со стороны оппозиционных партий и правозащитных групп и назвали их несправедливыми.
Председатель Юридического комитета Парламента Леван Бежашвили на парламентском слушании 27 июня заявил, что законопроект ставит своей целью «предотвращение попыток получения политических дивидендов» от судебных процессов.
«Такая практика может быть воспринята, как попытка давления на судей», — заявил Бежуашвили в ходе представления законопроекта.
Но, депутаты от оппозиции подвергли проект критике.
«Это закон о цензуре. Впервые у нас будет закон о цензуре… власти желают повесить «железную занавесь», чтобы общество не смогло увидеть, какие «грязные» решения принимаются судьями», — заявил депутат от «Консерваторов» Каха Кукава.
Депутат от Республиканской партии Ивлиане Хаиндрава заявил, что законопроект является «атакой против свободы слова и атакой против прав граждан получать информацию».
Судебную систему страны он назвал «полностью деморализованной».
«Из либерального открытого пространства мы идем к закрытому пространству и этим пытаемся скрыть те проблемы, о которых известно всем, что они существуют в грузинских судах», — заявил Ивлиане Хаиндрава на сегодняшнем слушании.
Депутаты от парламентского большинства заявили, что установление определенных ограничений для СМИ являются принятой практикой во многих западных странах и это не противоречит принципам демократии.
Но, народный защитник Созар Субари подверг критике эту инициативу и заявил, что установление таких запретов неправильно для такой страны, где судебная система находится в переходном состоянии и проводятся реформы.
Журналисты также критично настроены в отношении этой инициативы. Корреспондент телеканала «Рустави-2» Натия Гогсадзе заявила, что этот законопроект ограничит журналистам возможности для полноценного освещения судебных процессов.
«В ходе судебных слушаний происходит очень много интересного, что стоит записывать. Предоставленные пресс-службой суда материалы не дадут такой возможности», — заявила Натиа Гогсадзе интернет-журналу «Civil.Ge».