Россия защищается в связи с Докладом о бомбардировке Кодори
Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Россия указала пальцем на Тбилиси, заявив, что произошедший 11 марта 2007 года ракетный обстрел Верхней части Кодорского ущелья «на руку прежде всего грузинской стороне».
Опубликованный 12 июля Доклад Миссии ООН в Грузии (МООНГ) намекает, что, российские военные вертолеты на самом деле могли участвовать в бомбардировке Верхней части Кодорского ущелья 11 марта.
Министерство иностранных дел России 17 июля заявило, что в связи с опубликованием Миссией ООН по наблюдению в Грузии упомянутого доклада появляется немало комментариев, попыток его интерпретации и даже домыслов, которые нередко сводятся лишь к одному: свалить вину с «больной головы на здоровую».
В этом контексте МИД России подверг критике реакцию Государственного департамента США, который осудил «данное вооруженное нападение на суверенную территорию Грузии» и приветствовал сдержанность Тбилиси, как в ходе самого нападения, так и в ходе расследования инцидента и похвалил власти Грузии за сотрудничество с Совместной следственной группой МООНГ в ходе расследования.
По заявлению российского внешнеполитического ведомства, грузинская сторона «действовала целенаправленно «по нагнетанию напряженности в верхней части Кодорского ущелья».
По заявлению Москвы, Тбилиси воспользовался инцидентом 11 марта и грузинская сторона еще более ужесточила свою позицию, что «лишь усложняет ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта». Сухуми и Москва настоятельно требуют от Тбилиси вывести свои силы и легитимное правительство Абхазии из Верхнего Кодори.
Доклад МООНГ подтвердил, что грузинские вертолеты не могли участвовать в бомбардировке Кодорского ущелья.
Доклад Миссии ООН в Грузии является результатом расследования, проведенного Совместной изучающей группой в течение четырех месяцев. В Группу входят наблюдатели ООН, российские миротворцы, а также грузинская и абхазская стороны. В итоге, доклад был утвержден группой совместно, а неубедительность языка, на которым написан доклад свидетельствует о политически чувствительном характере данного расследования.
В распространенном 17 июля комментарии МИД России попытался воспользоваться этим несовершенством доклада в свою пользу.
«В заключении Совместной группы ясно говорится о том, что ограничения, накладываемые рельефом и метеоусловиями, сложившимися в ночь 11 марта в верхней части Кодорского ущелья, делали участие летательных аппаратов на протяжении всего инцидента «близким к невозможному», — заявляет Министерство иностранных дел России.
Но, доклад также отмечает, что несмотря на то, что показания очевидцев об участии в инциденте вертолетов отличаются друг от друга, общим из этих данных является то, что в Верхней части Кодорского ущелья было зафиксировано более одного вертолета и они на протяжении всей продолжительности инцидента оставались в ущелье.
На основании специально подготовленных метеорологических заключений и детального анализа записей по контролю воздушного транспорта, доклад заключает, что «вертолеты вошли с севера с нескольких углов» для проникновения в Верхнюю часть Кодорского ущелья. С северной стороны Кодорского ущелья расположена граница с Россией.
Также на основании метеорологических заключений и рельефных данных доклад заявляет, что осуществление полета для выполнения боевой миссии 11 марта в Кодорском ущелье «было связано с определенными рисками».
«Боевые миссии выполнимы на современных вертолетах (Ми-24, Ми-28), пилотируемых высококвалифицированными пилотами с опытом полетов в горной местности и с большим налетом часов новью. Хорошее знание рельефа местности служило бы облегчающим фактором… что все равно было связано с огромными рисками», — говорится в докладе.
11 марта по Кодорскому ущелью был открыт артиллерийский огонь. Доклад МООНГ предполагает, без уточнений, что с территории, контролируемой абхазской стороной был выпущен 122 миллиметровый снаряд от гранатомета БМ-21.
МИД России пытается в свою пользу истолковать тот отрезок доклада, в котором говорится, что присутствие вертолетов во время артиллерийского огня на том же месте или на линии огня невозможно. Эти действия должны быть разведены во времени или пространстве.
На основании показаний очевидцев, Доклад МООНГ заявляет, что разница во времени была, но там же отмечает: «разница мест нахождения свидетелей, плохая видимость ночью при отсутствии возможности определить местонахождение вертолета(ов) и общее состояние тревоги среди местного населения являются факторами, которые не позволяют сделать окончательный вывод».
Но, МИД России также заявил, что «главное даже не в этих подробностях».
«Важно ясно видеть, кому был выгоден данный инцидент. И здесь все указывает на Грузию», — подчеркивает российское внешнеполитическое ведомство.