На данном этапе Грузии отказали в предоставлении МАР
Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — На бухарестском саммите НАТО отказало Грузии в предоставлении Плана действий кандидата в члены НАТО (МАР), но дала гарантию, что когда-нибудь страна станет членом альянса.
В заключительном коммюнике саммита: «НАТО приветствует стремления Украины и Грузии к членству в НАТО. Сегодня мы договорились, что эти страны станут членами НАТО. Обе страны внесли значительный вклад в операциях альянса. Мы приветствуем демократические реформы в Украине и Грузии, и ждем проведения свободных и справедливых парламентских выборов в мае в Грузии. План действий кандидата в члена НАТО является следующим шагом на пути членства Украины и Грузии. Сегодня мы четко отметили, что поддерживаем заявку этих стран на МАР. Поэтому, сейчас начинаем высший политический уровень интенсивных отношений с обеими странами, чтобы урегулировать все те неурегулированные вопросы, которые связаны с планом МАР. Мы попросили министров иностранных дел на встрече в декабре 2008 года оценить прогресс. Министры иностранных дел имеют полномочия принять решение по заявкам Украины и Грузии в отношении предоставления плана МАР».
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер на проведенной 3 апреля пресс-конференции заявил, что данное заявление НАТО «очень сильное» и указал на ту строку, согласно которой, члены НАТО договорились, что Украины и Грузия станут членами НАТО. «Это что-то означает», — заявил Схеффер.
Власти Грузии также подчеркнули эту запись и попытались, основываясь на ней, сохранить оптимистический тон, несмотря на отказ в предоставлении МАР.
«На данном этапе Грузия не смогла получить МАР, но получила не менее, и я бы сказал, что более твердое обещание того, что Грузия объединится в альянс», — заявил министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе журналистам в Бухаресте и вычитал именно ту строку, из коммюнике, в которой написано, что Грузия станет членом альянса.
«Это абсолютно открытое обязательство со стороны альянса, что Грузия станет членом НАТО. Это обязательство более сильное обязательство, чем перспектива членства, полученная через план МАР, — добавил он.
Данное заявление Бакрадзе довольно отличается от заявлений, сделанных им и другими представителями властей Грузии до саммита в Бухаресте. Президент Саакашвили 28 марта заявил, что какие-либо «искусственные» гарантии от НАТО, кроме плана МАР будут «неприемлемы» для Грузии. Он даже заявил недавно, во время визита в США, что получение каких-либо других гарантий от НАТО, кроме МАР, будет «глупостью».
Говоря об «искусственной» гарантии, Бакрадзе имел в виду инструмент НАТО, который был бы ниже уровнем, чем МАР. В заключительном коммюнике саммита записано, что НАТО начинает «интенсивные отношения».
На пресс-конференции Схеффер заявил, что это является чем-то отличающимся от «Интенсивного диалога», который вела НАТО с Грузией с сентября 2006 года. «Это отличается от Интенсивного диалога… Это путь к МАР», — заявил он.
Принятое на саммите НАТО решение предшествует парламентским выборам в Грузии, назначенным на май. Предполагается, что оппозиция будет акцентировать внимание на ту строку из коммюнике, в которой говорится, что союзники по НАТО «ожидают проведения свободных и справедливых парламентских выборов в Грузии в мае».
С другой стороны, некоторые грузинские оппозиционные депутаты причиной отказа в предоставлении Грузии плана МАР назвали неуспех властей Грузии в деле осуществление демократических реформ.
«Предоставление МАР Грузии отложено из-за того, что в Грузии есть такие власти, которые позволили себе 7 ноября против грузинского народа, которые сфальсифицировали (президентские) выборы 5 января», — заявил депутат Парламента Давид Бердзенишвили от оппозиционной Республиканской партии, — «Неполучение Грузией плана МАР на данном этапе обусловили страны основатели ЕС – три крупные и три маленькие страны, и еще несколько стран. Когда Германия, Италия, Франция, Люксембург, Бельгия, Голландия, Испания и еще несколько стран против, глупо объявлять их агентами «Газпрома» и Путина».
Депутаты от правящего в Грузии Национального движения уже заявили, что решение НАТО равносильно косвенному вето со стороны России.
«Первым и решающим фактором было давление со стороны России», — заявила председатель Комитета Парламента Грузии по вопросам евроатлантической интеграции Нино Накашидзе, — «Россия напрямую заявила, что в случае расширения НАТО, и в том случае, если Грузия и Украина получат мар, это будет воспринято ей, как прямая провокация против России. Естественно, это давление со стороны России было важнейшим фактором при принятии решения».