Москва желает разместить РЛС в Южной Осетии

Россия выступает с инициативой созыва заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК) для обсуждения возможности установления Радиолокационной станции в зоне конфликта в Южной Осетии.

СКК является четырехсторонним переговорным органом по Южной Осетии, в заседаниях которой Тбилиси отказался участвовать в начале марта текущего года.

«Предлагаем провести в Москве ориентировочно в конце июля с. г. пленарное заседание или встречу сопредседателей Смешанной контрольной комиссии для обсуждения экстренных военных и военно-технических мер доверия в зоне грузино-осетинского конфликта», — заявил представитель российской стороны в СКК Юрий Попов в письме, направленном сторонам СКК, в том числе югоосетинской, грузинской и североосетинской сторонам.

«Одной из таких мер мог бы стать, в частности, ввод в состав Смешанных сил по поддержанию мира радиолокационной станции для выполнения в интересах ССПМ задач по обнаружению незаконного проникновения в зону конфликта летательных аппаратов и контролю над соблюдением сторонами достигнутых договоренностей», — заявил российский дипломат в своем письме.

ССПМ в зоне конфликта состоят из российского, осетинского и грузинского батальонов. Формально они подчиняются российскому командованию.

Русский дипломат также сообщил, что участвующим сторонам будет предоставлен доступ к информации, полученной с помощью радиолокационной станции.

«Такой шаг способствовал бы предотвращению инцидентов, подобных произошедшему в районе села Цителубани в августе прошлого года или случаю с беспилотным летательным аппаратом в Абхазии 20 апреля с. г.», — заявил Попов.

6 августа 2007 года военный самолет, который, как заявили грузинские власти и западные военные эксперты после завершения расследования, вторгся в воздушное пространство Грузии из России, выстрелил анти-радарным снарядом и вылетел обратно в Российскую Федерацию. Россия решительно отвергла такое обвинение, и заявила со ссылкой на заключения своих военных экспертов, что инцидент был поставлен.

Согласно заключению Миссии наблюдателей ООН в Грузии, 20 апреля 2008 году грузинский беспилотный самолет разведчик над Абхазией был сбит российским истребителем. Россия опровергла и эти обвинения, заявив, что доказательства, на основании которого МООННГ сделала свои заключения, были сфабрикованы грузинской стороной.

30 июня российское командование Смешанных сил по поддержанию мира в Южной Осетии заявило, что 28 июня над зоной конфликта в Южной Осетии был зафиксирован "несанкционированный полет" Су-25.

Русский дипломат также отметил в своем письме, что ситуация в зоне конфликта в Южной Осетии «принимает крайне тревожный характер».

«Обостряется вооруженное противостояние сторон, повседневным явлением становятся инциденты с применением оружия, в результате которых гибнут люди. Растет число незаконно выставленных постов и фортификационных сооружений», — заявил Попов, — «Такая ситуация таит особую угрозу в условиях переговорного вакуума, лишающего нас возможности оперативного предупреждения и устранения опасных эксцессов».

Тбилиси заявил в начале марта, что больше не будет участвовать в переговорах в рамках СКК. Тбилиси выступает с инициативой изменения формата новой формулой 2+2+2, в которую войдут: грузинская сторона и правительство Дмитрия Санакоева; российская сторона и де-факто власти Южной Осетии; ОБСЕ и ЕС. Москва и Цхинвали выступают против этой инициативы.

Председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб 30 мая заявил, что настало время изыскать возможности для нового формата с целью урегулирования конфликта в Южной Осетии.

Реакция со стороны ЕС носит более осторожный характер. В совместном заявлении, опубликованном 23 июня, аккредитованные в Тбилиси послы стран ЕС заявили: "Мы приняли к сведению намерение действующего председателя ОБСЕ рассмотреть вопрос о возможных новых форматах".