ОБСЕ публикует итоговый доклад по парламентским выборам в Грузии
Международная наблюдательская миссия по выборам (МНМВ) опубликовала окончательный доклад о проведенных в Грузии 21 мая парламентских выборах спустя три месяца.
МНМВ охватывает наблюдательские миссии от Офиса демократических институтов и по правам человека ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ), Парламентской ассамблеи ОБСЕ, ПАСЕ, Европарламента и Парламентской ассамблеи НАТО, которые занимались мониторингом парламентских выборов, прошедших в Грузии 21 мая.
Наблюдатели МНМВ проводили наблюдение за ходом голосования в Грузии на около 1500 участках из общего числа 3558 избирательных участков, а наблюдение за подсчетом голосов проводилось на 150 участках. Наблюдатели МНМВ также присутствовали на процессе подведения итогов выборов в 73 избирательных округах из их общего числа 75 округов.
Согласно докладу, в то время, когда Избирательный кодекс «в общем, способствует проведению демократических выборов, он содержит новые положения, которые создают неравные условия в пользу правящей партии».
Голосование и подсчет голосов
Аналогично предварительным выводам, окончательный доклад также заявляет, что несмотря на то, что день выборов «в целом был спокойным», подсчет голосов и подведение итогов «было оценено более негативно наблюдателями МНМВ».
В окончательном докладе также говорится, что тот факт, что итоговые протоколы не содержали некоторых «важных данных» — в том числе количества избирателей в специальных списках избирателей (в том числе и тех избирателей, которые не смогли прийти на избирательные участки), и количества бюллетеней в избирательных урнах – еще больше осложнил сравнение данных, внесенных в протокол.
Согласно докладу, наблюдатели МНМВ проанализировали протоколы с около 1300 избирательных участков, что выявило «проблемы при сравнении данных из протоколов участковых избирательных комиссий почти во всех избирательных округах».
Согласно докладу, в таком случае, суммарное число голосов, полученных партиями и блоками, и добавленные к ним признанные недействительными бюллетени не соответствуют тому числу избирателей, которые приняли участие в голосовании. Разница колеблется от 1 до 467.
«Были случаи, когда сумма голосов, полученных избирательными субъектами и число признанных недействительными бюллетеней превышало число подписей в списках избирателей, что может быть показателем сбрасывания лишних бюллетеней», — говорится в докладе.
Списки избирателей
В докладе говорится, что «несмотря на попытки улучшения списков избирателей, неточности остались неурегулированными».
В нем отмечается, что сравнение количества избирателей, зарегистрированных к президентским выборам 5 января и парламентским выборам 21 мая показало значительное увеличение числа избирателей.
«В некоторых округах увеличение числа избирателей в период между президентскими и парламентскими выборами было удивительно высоким», — говорится в докладе, — «Например, в Зугдидском округе количество избирателей выросло на 6000 человек, что составляет 6% рост. В Кутаиси число зарегистрированных избирателей выросло на 4000, а в Хелвачаури – почти на 3000».
Оппозиционная Республиканская партия заявляла до выборов и в день выборов, что власти раздали фальшивые удостоверения личности для многократного голосования. Она также заявляла, что после проверки поставленных ЦИКом списков избирателей многие партии обнаружили множество случаев, когда более 10 избирателей, а в некоторых случаях до 80 избирателей были зарегистрированы по одному и тому же адресу.
Наблюдатели МНМВ ОБСЕ/БДИПЧ смогли подтвердить несколько таких случаев в Тбилиси и Батуми, где владельцы квартир не знали, что в их квартирах зарегистрировано столько людей», — говорится в докладе.
По сообщению Министерства юстиции Грузии, в Тбилиси было выявлено 376 адресов, по которым зарегистрировано более 10 избирателей. В докладе говорится, что Публичный реестр Министерства юстиции направил владельцам этих квартир сообщение, чтобы они аннулировали регистрацию таких людей, если они желали этого. «В результате, была отменена регистрация 44 человек», — отмечается в докладе.
По данным Министерства юстиции Грузии, в Сабурталинском районе Тбилиси было 692 адреса, в которых не были указаны номера квартир, и где были зарегистрированы более 10 избирателей; Общее число таких избирателей составило 12 119 человек.
Жалобы и иски
Несмотря на то, что недавно процедуры подачи жалоб и исков «в определенной степени были упрощены и стали более понятны», в докладе говорится, что «они все равно остаются излишне сложными, противоречащими друг другу и туманными».
«Очевидно, в судебной системе существует общий подход к тому, что избирательной законодательство и его интерпретация должны служить доведению до минимума количества поданных для рассмотрения жалоб, чтобы суды не перегружались излишне», — говорится в докладе.
Он также подчеркивает «дефицит воли» избирательных администраций и судебной системы, чтобы они «серьезно и беспристрастно» рассматривали жалобы и иски.
«В большинстве случаев они соответствующим образом не рассматривали, и проявляли предвзятость в пользу правящей партии и публичных служащих», — говорится в докладе, — «В различных случаях они отказывались выслушивать свидетелей или просмотреть документальный материал».
В докладе приводится пример одного дела, внесенного оппозицией в суд. «В ходе процесса судья неприкрыто перенес политику в судебный зал, спросив адвоката ЦИК, какая политическая партия назначила члена ЦИКа, который инициировал данное дело».
«Примечательно, что председатель Верховного суда (Коте Кублашвили), говоря о промежуточном докладе ОБСЕ/БДИПЧ, заявил МНМВ ОБСЕ/БДИПЧ, что судебная система не должна быть предметом критики».
Согласно докладу, «почти все иски», представленные местными наблюдательскими организациями и оппозиционными партиями против решений и действий избирательных комиссий оказались безуспешными, и «ни один из их исков, связанных с предвыборной кампанией, удовлетворен не был».
Доклад также отмечает, что адвокаты ЦИК «усердно и при помощи беспочвенных юридических заключений» защищали действия кандидатов от правящей партии, публичных служащих и других членов ЦИК, назначенных правящей партией.
Всего были аннулированы протоколы из 38 избирательных участков, несмотря на то, что были внесены иски на отмену результатов на 300 участках. В докладе говорится, что это количество опиралось на официальные и неофициальные жалобы, которые были представлены международными наблюдателями, или были связаны с теми инцидентами, свидетелями которых стали сами международные наблюдатели.
Согласно докладу, существует «широко распространенная достоверная информация» о том, что местным наблюдателям и представителям политических партий на избирательных участках члены участковых избирательных комиссий не позволили написать иски, и «во время этих инцидентов имели место угрозы, запугивание и выдворение из избирательных участков».
«В некоторых местах наблюдатели воздерживались от написания жалоб, наверно в связи с таким запугиванием», — говорится в докладе.
Запугивание, «серия нападений»
В докладе речь идет о случаях запугивания в предвыборный период и фактах «насильственных нападений» в период после выборов.
«В ходе (предвыборной) кампании было сделано множество заявлений о запугивании кандидатов, активистов партий и государственных служащих. Среди различных конкретных заявлений, которые были перепроверены МНМВ ОБСЕ/БДИПЧ, несколько из них оказались достоверными», — отмечается в докладе.
В частности, в докладе говорится, что давление осуществлялось в отношении педагогов. «Были несколько подтвержденных фактов, когда директоры школ и представители Единого национального движения угрожали учителям, что они потеряют работу, если снова продолжат работу в пользу оппозиционных партий», — говорится в докладе.
В докладе также приводится и случай в Цагери, когда власти сняли кандидатуру кандидата от правящей партии после того, как оппозиция распространила аудио-запись, в которой кандидат предупреждает местного государственного служащего заполучить 90% голосов для правящей партии.
«Период после выборов отмечался насильственными нападениями на активистов оппозиции со стороны неизвестных лиц, что имело ежедневный характер с 29 мая по 2 июня», — говорится в докладе.
Оппозиционная коалиция заявила, что, как минимум, 13 таких случаев было зарегистрировано. «Многие пострадавшие пожаловались на беззаконие в связи с выборами», — говорится в докладе.
СМИ
Международная наблюдательская миссия по выборам провела мониторинг пяти грузинских телекомпаний – Общественного вещания, «Рустави-2», «Мзе», «Аджария» и «Кавкасиа». В ходе предвыборной кампании также был проведен мониторинг четырех газет – «Резонанси», «24 саати», «Алиа» и «Квирис палитра».
«Все пять телеканалов находились под определенным воздействием кандидатов и политических партий, что создало препятствия недискриминационному освещению всех избирательных субъектов, как этого требует закон», — подчеркивается в докладе.
«Освещению новостей кампании не доставало сбалансированности на всех вышеуказанных каналах, кроме Общественного вещания, а Национальному движению было уделено больше остальных времени почти на всех телеканалах».
В докладе также говорится, что несмотря на то, что Общественное вещание уделило равное время своего самого рейтингового времени оппозиционной коалиции (18%) и правящей партии (17%), последняя «освещалась более положительно», а освещение оппозиционного блока было «в основном, нейтральным».
«Хотя, большая часть приходится на президента и правительство (вместе 32%) и тон их освещения был, в основном, позитивным», — говорится в докладе.
«Рустави-2», «Аджария» и «Мзе» интенсивно освещали деятельность правящей партии, а «Кавкасиа», которая вещает лишь на Тбилиси, большую Часть своего эфирного времени уделила оппозиции. «Она большую часть эфирного времени уделила Объединенной оппозиции, и строго критиковала Национальное движение и власти страны».
Согласно докладу, изученные наблюдателями газеты «охватывали широкий спектр взглядов».
«В то время, когда «24 саати» писала в пользу государственных служащих, «Резонанси», «Алиа» и «Квирис палитра» поддерживали оппозиционный бок, а Национальное движение и власти критиковали», — говорится в докладе.