Еще остаются несделанные дела – МНЕС спустя два года

Civil.Ge публикует статью руководителя Миссии наблюдателей ЕС в Грузии Хансйорга Хабера (неофициальный перевод).

Интервал между второй годовщиной начала войны 7-8 августа 2008 г. и завершением второго годового мандата Миссии наблюдателей Евросоюза (МНЕС) в Грузии дает мне возможность сделать оценку работы миссии на протяжении этих последних двух лет и существующей ситуации на месте.

Миссия была начата на основе Шестипунктового соглашения от 12 августа, достигнутого при посредничестве Евросоюза и соглашения о мерах, необходимых к его выполнению от 8 сентября. При поддержке от всех государств членов ЕС, миссия приступила к выполнению мандата вместе с 200 наблюдателями 1 октября 2008 года, что превращает ее в миссию, начатую за самый короткий период в истории общей безопасности и политики обороны Евросоюза.

Ее мандат охватывает четыре важных компонента, в частности, стабилизацию, нормализацию и восстановление доверия, а также подотчетность перед Брюсселем, чтобы осуществляющие политику ЕС обладали информацией (о существующей на месте ситуации).

Нормализация была первой и самой важной задачей, которая стояла перед миссией. В начале своей деятельности попытки миссии были направлены на то, чтобы жизнь населения, проживающего на прилегающих к административным границам Абхазии и Южной Осетии территориях, и перемещенных в результате боевых действий людей, вернулась в нормальное русло.

Выход российских вооруженных сил с прилегающих территорий (к административным границам) спустя восемь дней после начала патрулирования наблюдателями ЕС позволил около 30 000 вынужденно перемещенным лицам вернуться в свои дома. Хотя их уход с мест временного проживания не решает давнюю проблему в Грузии с вынужденно перемещенными лицами. Кроме перемещенных в результате предыдущих конфликтов людей, на сегодняшний день 30 000 вынужденно перемещенных лиц (ВПЛ) по-прежнему не могут вернуться в свои дома в Южной Осетии – с большой вероятностью большинство из которых (домов) были уничтожены во время августовской войны 2008 г.

Правительство Грузии, естественно, заслуживает похвалу за то, что произвело быстрое реагирование на сложное положение ВПЛ, и за то, что существовавшие уже к тому времени ВПЛ (подразумеваются ВПЛ, появившиеся в результате конфликтов в начале 90-х гг.) были подключены в ту стратегию, окончательной целью которой является долгосрочное урегулирование жилищной проблемы всех лиц, пострадавших в результате конфликтов.

Но нельзя также игнорировать и то, что давление, под которым происходило принятие решений, вызвало целый ряд серьезных недостатков, которые необходимо урегулировать сейчас. В рамках своей наблюдательской роли, МНЕС наблюдает за положением ВПЛ, отмечает их тревоги и делится с ними как с донорами, естественно, включая ЕС, так и с теми организациями, которые оказывают гуманитарную помощь, в частности, со структурами ООН.

В то время, когда мандат миссии покрывает всю территорию Грузии в рамках признанных на международном уровне ее границ, отказ де-факто властей на допуск в Южную Осетию и Абхазию мешает попыткам миссии, направленным на нормализацию и стабилизацию.

Особенно грузинская сторона ожидала, что мы, исходя из приоритетности вопроса, смогли бы войти (в Абхазию и Южную Осетию) за короткий срок после начала миссии.

К сожалению, за редкими исключениями, этого пока не произошло. Наши грузинские партнеры считают, что это ограничение осуществления миссии эффективно балансируется последовательной политикой непризнания со стороны Евросоюза. Однако в то же время мы видим, что ограничение на доступ на территории, находящиеся под контролем Сухуми и Цхинвали, мешает нам пролить свет и решить те инциденты, которые происходят на месте.

Миссия ЕС всегда стремится играть беспристрастную роль в тех конкретных вопросах, которые оказывают влияние на обстановку с точки зрения безопасности на прилегающих к административным границам территориях, а также на жизнь рядовых граждан по обеим сторонам разделительной линии.

С точки зрения компонента стабилизации в рамках мандата миссии, мы считаем, что меморандум о взаимопонимании, который был оформлен 26 января 2009 г. с Министерством обороны, является очевидным успехом. По соглашению, Грузия в одностороннем порядке берет на себя ограничение на размещение, как вооруженных сил, так и тяжелой техники вокруг Южной Осетии и к югу Абхазии в детально определенной линии.

Это выходит за рамки тех обязательств, которые охватывает Шестипунктовое соглашение. Принятие такого решения в виде встречного шага со стороны России сделало бы прозрачным вооруженные силы, расположенные по обеим сторонам административной границы, и повысило бы безопасность для всех. К сожалению, несмотря на частные призывы со стороны МНЕС, Москва пока не сделала такого шага.

Этот меморандум является односторонним, но мы убеждены, что он предоставляет Грузии явное преимущество. Осуществляя постоянный мониторинг той грузинской военной инфраструктуры и военных сил, которые расположены в масштабах страны и особенно вблизи с административными границами, как это предусмотрено по меморандуму, МНЕС имеет возможность подтвердить, что Грузия выполняет взятые обязательства. Огромная ценность этого меморандума четко проявилась весной и летом 2009 г., когда Миссия Евросоюза, благодаря собранным на месте наблюдениям, смогла постоянно опровергать обвинения со стороны России и Южной Осетии, якобы Грузия производила мобилизацию своих Вооруженных сил вдоль административной границы.

Поэтому, Меморандум о взаимопонимании является сильным доказательством желания Грузии следовать принципу неприменения силы, как это предусмотрено в Шестипунктовом соглашении.

Положительный пример Меморандума о взаимопонимании демонстрирует важный принцип, в частности, то, что в такой ситуации, когда стороны конфликта не могут достичь формального или неформального соглашения, односторонние уступки одной стороны могут оказаться единственным путем достижения прогресса. В результате, та сторона, которая пойдет на такие уступки, не только не получит ущерба, но и фактически сможет воспользоваться этим.

Считаю, что признание этого принципа, который можем назвать «конструктивной односторонностью», лежит в основе Государственной стратегии Грузии в отношении оккупированных территорий и Плану действий по вовлеченности. Как стратегия, так и ее План действий определяет направления политики, ориентированные на людей, целью которой является подача руки помощи гражданам, проживающим в Абхазии и Южной Осетии (гражданам Грузии, естественно).

Хотя сформированные в этих двух документах цели, очевидно, идут в противоречие с положениями закона об оккупированных территориях, которые носят более ограничивающий характер. Несмотря на уважение решений Парламента Грузии и верховенства закона, необходимо иметь в виду, что этот закон был принят под эмоциональным давлением августовской войны.

Согласно МНЕС – которая обладает мандатом наблюдать за существующими и возможными результатами как закона, так и Плана действий – власти Грузии должны попытаться сохранить последовательный подход и исправить ту непоследовательность, которая заметна между законом — с одной стороны и Стратегией и Планом действий – с другой стороны, и должны сделать это пользу последнего.

После размещения Наблюдательской миссии ЕС, ситуация на прилегающих к административным границам Абхазии и Южной Осетии территориях в большей степени стабилизировалась. Однако, у нас нет иллюзий, что стабилизация равносильна урегулированию конфликта. Население Грузии имело возможность испытать это, начиная с 1993 г. и до 2008 г., когда, несмотря на соглашения о стабилизации ситуации и присутствие на месте международных организаций, боевые действия все равно разжигались. Наблюдательская миссия ЕС остается верной своим обязательствам и удвоит попытки, чтобы подключить стороны к мероприятиям по восстановлению доверия. Хотя я твердо убежден в том, что несмотря на наилучшие намерения международного содружества, задача решения коренных причин конфликта, в первую очередь, возложена на стороны конфликта. Кроме того, Тбилиси, Москва, Цхинвали и Сухуми должны учесть интересы граждан и принимать свои решения в соответствии с этим.

Мандат миссии был возобновлен недавно до сентября 2011 г. С учетом поддержки со стороны государств членов ЕС, чтобы вновь продолжить вовлеченность на Южном Кавказе, он предположительно вновь продолжится.

Но Евросоюз, и в частности Миссия наблюдателей ЕС может лишь создать среду возможностей для урегулирования конфликтов на территории Грузии. Урегулировать сами конфликты она не может, и сделать это могут лишь участники конфликта. Поэтому, они должны подготовиться, чтобы взять полную ответственность за устойчивое и долгосрочное урегулирование ради благополучия и мирных перспектив всех людей, проживающих в регионе.