Президент против изменения мажоритарной избирательной системы

Кроме изменения мажоритарной системы выборов Парламента по всем вопросам можно вести переговоры между правящей и оппозиционными партиями в рамках начавшихся консультаций по избирательной реформе, что, само по себе, является «очень важным процессом», — заявил президент Грузии Михаил Саакашвили 11 ноября.

Под этим заявлением с большой вероятностью он имел в виду предложение об изменении мажоритарной системы, которое было подготовлено наряду с другими предложениями восьми оппозиционными партиями с целью усовершенствования избирательного законодательства.

«Были и такие требования, чтобы упразднить районное представительство, и чтобы были только партийные списки, и чтобы только партии баллотировались, и чтобы у районов в Парламенте было бы малое представительство или вообще не было бы его – с этим я никак не могу согласиться, сразу говорю», — заявил Саакашвили жуналистам во время своего визита в село Шамгона, расположенное у административной границы Абхазии.

«Потому, что нас хотят вернуть в прошлое, туда, где сейчас находятся партии с проспекта Руставели (проводящие время от времени акции протеста на проспекте Руставели), которых только то и интересует, что происходит на (проспекте) Руставели и что происходит в какой-либо из телестудий», — продолжил он, — «Виртуальные партии, которые и представления не имеют, например, где находится село Шамгона, представления не имеют, какие проблемы есть у этого села… Они только и знают говорить и красоваться по телевидению, и хотят этих людей (жителей регионов) оставить без своего представительства. Как бы не так! Грузия, в первую очередь, это каждый регион Грузии, каждый районный центр, каждый город, село, каждый район и микрорайон».

«Поэтому, кроме того, что мы не позволим потерять представителей, например, жителям Шамгона, обо всем остальном можно договориться», — заявил Саакашвили.

Предложение восьми оппозиционных партий состоит в том, чтобы изменить существующую мажоритарную систему – правила избрания 75 мажоритарных депутатов из одномандатных округов – на т.н. «регионально-пропорциональные списки», а оставшиеся 75 депутатов вновь избиратель по пропорциональным спискам в Парламенте, где всего 150 депутатов.

По существующей мажоритарной системе из каждого избирательного округа, т.е. в выборах участвуют по одному кандидату от партии или блока.

А «регионально-пропорциональные списки» подразумевают голосование за партийные списки на региональных уровнях, где районные мандаты пропорционально будут распределены согласно полученным голосам на представленных в списках кандидатах. Количество мандатов в регионах будут определяться в соответствии с количеством населения и округи, соответственно, будут 2, 3 и 4 мандатными. Для такой системы, в соответствии с предложением восьми партий, предусматривается установление 5%-го избирательного барьера.

Такое правило увеличит шансы оппозиционных партий получить больше мажоритарных мест в Парламенте.

По существующей системе, изменить которую на регионально-пропорциональные списки правящая партия передумала за несколько месяцев до майских парламентских выборов 2008 года, из 75 мажоритарных мест правящая партия «Национальное движение» получила 71 мандат на предыдущих парламентских выборах, и в конечном итоге, сформировала гарантированное конституционное большинство.

В то же время, президент Саакашвили призвал политических оппонентов к большей коммуникации с народом.

«Мы всюду строим хорошую дорогу, всюду создаем условия, лишь бы пошли и поговорили с народом. Говорите о проблемах народа, на языке народа, от имени народа, и тогда обязательно достигнете успеха – это мой бесплатный совет политическим оппонентам», — заявил он.

Саакашвили приветствовал начало консультаций между властями и оппозицией по изменению избирательной среды и законодательства, в рамках которых «можно наверно договориться по очень многим вопросам», в том числе и по тому, «чтобы избирательный процесс был бы максимально прозрачным».

«Я считаю, что это очень важный процесс. Наконец то научились мы сидеть друг с другом и говорить, научились говорить не языком ультиматумов, криков и истерии, что «или все – или ничего», «закончим все за одну неделю или две недели», устанавливать сроки, постоянно ориентироваться на прошлом и отмечать какие-то даты, а то, что сегодня все мы дети одной страны и все мы должны научиться говорить друг с другом цивилизованно, сидеть за одним столом, слушать друг друга», — заявил он.