Аппатурай: Отношения НАТО c Грузией «развиваются в правильном направлении»
Процесс реформ в Грузии и отношения между НАТО и Грузией, в целом, «развиваются в правильном направлении» и сейчас обеим сторонам «необходимо усилить этот успех», — заявил специальный представитель генерального секретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Джеймс Аппатурай 7 апреля.
На совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Грузии Григолом Вашадзе в Тбилиси Аппатурай заявил, что Грузия «работает очень много», чтобы удовлетворить необходимые для вступления в альянс стандарты. Он также заявил, что на лицо «явный прогресс», однако там же отметил, что «сделать нужно больше».
Он также отметил, что обещание НАТО в отношении Грузии, которое было взято альянсом на Бухарестском саммите в 2008 году, и согласно которому, Грузия станет членом альянса, «не только не изменилось», но еще сильнее было укреплено на Лиссабонском саммите НАТО в ноябре 2010 г.
«НАТО не допустит компромисса, когда дело касается территориальной целостности этой страны; Союзники по НАТО не признают независимости Абхазии и Южной Осетии. Это очень прочные принципы, на которых основываются наши отношения», — заявил Аппатурай.
По его словам, параллельно встречи министров иностранных дел стран НАТО в Берлине, которая пройдет 14-15 апреля, пройдет и заседание Комиссии НАТО-Грузия на уровне министров иностранных дел, в ходе которого будут обсуждаться не только двусторонние отношения, но и более широкий спектр вопросов.
«Это признак развития и зрелости отношений между НАТО и Грузией; Эти отношения намного больше, чем только двусторонние (связи)», — заявил он и в том же контексте поблагодарил Грузию за внесенный ею существенный вклад в операцию в Афганистане.
7 грузинских военных погибли и около 40 получили ранения в Афганистане после того, как в ноябре 2009 года Грузия присоединилась к проводимой в Афганистане операции под эгидой НАТО.
Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе заявил на той же пресс-конференции, что с точки зрения сотрудничества между Грузией и НАТО «ситуация сегодня намного лучше, чем была в 2009 и 2010 году».
Реформы, осуществить которые Грузия обязалась в отношении НАТО, отражены в Годовой национальной программе (ГНП) Грузии. Список реформ ежегодно устанавливают власти Грузии и далее их выполнение оценивает НАТО. Последний такой документ, который классифицирован, как секретный и недоступен для публичного ознакомления, был представлен правительством Грузии альянсу в феврале текущего года.
«Необходимо отметить, что НАТО не решает, что должна делать Грузия и не навязывает Грузии свои решения; Грузия сама выбирает свои приоритеты… и мы помогаем ей в этом», — заявил Аппатурай.
По его словам, с политической точки зрения, особое значение имеют будущие выборы, а также переговоры по Избирательному кодексу.
«Что касается реформы обороны», — продолжил Аппатурай, — «Я знаю, что обстановка с бюджетом (Министерства) обороны Грузии не простая; Могу сказать, что то же самое происходит и в наших остальных странах».
В этом контексте он подчеркнул, что важно усиление эффективности, особенно тогда, когда ресурсы ограничены и с другой стороны, необходимо найти ту правильную нишу, на которой страна сможет сфокусироваться в развитии собственной оборонной системы.
«Мы твердо поддерживаем усилия Грузии, направленные на улучшение системы военного образования, структур обороны, взаимосовместимости (с НАТО)», — заявил он и добавил, что эти два направления реформ – политические и оборонные – это те «принципиальные сферы», в которых альянс продолжит поддерживать Грузию, чтобы помочь ей в удовлетворении стандартов НАТО.
«ГНП это де-факто ПДЧ»
Выступая на «Семинаре Роуз-Рос» Парламентской ассамблеи НАТО в Тбилиси в конце марта, постоянный представитель Литвы в Североатлантическом совете НАТО Линас Линкявичус заявил, что по своей сути Годовой национальный план (ГНП), фактически, то же самое, что и План действий к членству (ПДЧ) в НАТО, в предоставлении которого Грузии отказали на Бухарестском саммите НАТО в апреле 2008 года.
«Те, кто знают его суть, знают, что Годовая национальная программа, которую в настоящее время осуществляет Грузия, является тем же самым де-факто Планом действий к членству (ПДЧ) – с тем же спектром вопросов, теми же механизмами обратной связи», — заявил Линкявичус.
По его словам, решение о принятии в альянс «всегда является политическим, а не техническим» и пока это время придет, Грузия «должна продолжить продвижение вперед и осуществление реформ». По его словам, Грузия не должна «устать» от реформ и должна максимально использовать существующие механизмы сотрудничества с НАТО.
Линкявичус также отметил, что Годовая национальная программа Грузии, вместе с реформами обороны, также охватывает и «демократический пакет», в том числе, Избирательный кодекс, реформу судебной системы и вопросы, связанные с владельцами медиа-средств.
«Грузия обладает хорошими возможностями, чтобы достичь прогресса по всем этим направлениям», — заявил он.
После встречи со специальным представителем НАТО Джеймсом Аппатурай в Тбилиси государственный министр Грузии по вопросам евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе заявил, что Грузия обладает всеми механизмами, необходимыми для интеграции в альянс.
«Мы имеем реально больше того, чем мы ожидали от Бухарестского саммита – у нас имеется Годовая национальная программа и Комиссия НАТО-Грузия, что является, как называют это внутри НАТО – механизмом «ПДЧ плюс». Поэтому, мы ждем, что этот механизм не будет изменен, так как нет в этом необходимости. Грузия имеет все для того, чтобы продолжить проводящиеся демократические реформы, реформы в обороне и безопасности, которые до этого оценивались со стороны НАТО позитивно, и чтобы стать членом НАТО», — заявил Барамидзе.
В итоговой декларации Лиссабонского саммита НАТО отмечается, что НАТО поддерживает решение Бухарестского саммита 2008 года, а также в силе остаются все те решения, которые также были приняты альянсом в отношении Грузии после Бухарестского саммита. В число этих решений входит и решение саммита, который прошел в 2009 году в Страсбурге и Келе, согласно которому, План действий к членству (ПДЧ) вновь остается таким вопросом, по которому альянсу придется принять решение, прежде чем Грузия перейдет на следующий этап интеграции в НАТО.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)