Принятие новых регуляций по тайному прослушиванию отложено до конца февраля
Парламент Грузии 65 голосами против 31 решил, что принятие новых регуляций по тайному прослушиванию, которые определят, какие органы могут иметь прямой доступ к прослушиваниям, должно быть обеспечено до 28 февраля 2015 года, вместо определенного тем же законом 1 ноября 2014 г.
Согласно предложенному первоначально варианту, крайне датой отсрочки принятия решения было определено 1 апреля 2015 года, но после предложения председателя Парламента Давида Усупашвили, которое прозвучало перед голосованием, в конченом итоге, сроки принятия был перенесены на месяц раньше.
Согласно принятому решению, до 28 февраля МВД сохранит за собой право на прямой доступ к санкционированному тайному прослушиванию, а также полномочия на копирование и сохранение идентификационных данных в каналах связи.
Давид Усупашвили также призвал президента Георгия Маргвелашвили, которого неправительственные организации, выступающие против отсрочки принятия решения, а также парламентское меньшинство оппозиционного Национального движения призывают воспользоваться правом на вето, подписать принятый законопроект в сжатых сроках.
Когда президента Маргвелашвили 28 октября спросили о вероятности применения вето, он воздержался от конкретного ответа. В случае наложения вето для его преодоления необходимо будет получить поддержку, как минимум, 76 депутатов.
Инициатор законопроекта, депутат Шалва Шавгулидзе от Грузинской мечты заявил, что необходимость отсрочки принятия решения встала на повестку дня из-за того, что в рабочей группе, созданной при Юридическом комитете, не успели достигнуть какого-нибудь соглашения по новым регуляциям и подготовить соответствующий законопроект до 1 ноября – именно этот срок был установлен Парламентом самому себе в августе, когда были утверждены другие законодательные изменения, связанные с тайной слежкой.
Против отсрочки выступали, как отдельные депутаты от Грузинской мечты, так и парламентское меньшинство Национального движения и неправительственные организации, работающие над этим вопросов.
Председатель Парламента в своем выступлении перед голосованием разъяснил мотивы «такого тяжелого решения», чтобы убедить оппонентов в необходимости его принятия.
«Нам приходится откладывать и мы не должны побояться признать то, что да, это действительно наша вина», — заявил Усупашвили, — «Если мы не продлим это «до 1 ноября», тогда юридически у нас останется две реальности: первая, Парламент не примет никаких новых регуляций, и вторая, следственные органы с 1 ноября не будут иметь законных оснований на осуществление этих действий (тайных прослушиваний)».
«Этим решением мы должны сделать две вещи: первая – не ставить (правоохранительную) систему перед очень сложными проблемами, и вторая, возможность урегулирования как можно лучшим образом. Поэтому, если мы не сделаем этого сейчас и возникнет правовой вакуум, в условиях того вакуума шансы на хорошее урегулирование этого вопроса равны нулю, так как с 1 ноября мы будем обязаны, как можно скорее придумать какие-то правила, чтобы система продолжила работу и те правила действительно будут неправильными и непродуманными», — заявил он.
В своем выступлении Давид Усупашвили также критически отнесся к заявлению премьер-министра Ираклия Гарибашвили от 30 октября о том, что он против того, чтобы МВД лишили прямого доступа на тайное прослушивание.
«Я не считаю, что сегодняшнее заявление премьер-министра было лучшим примером того, что мы должны найти консенсус, но я его тоже понимаю, так как в эти дни прозвучало множество категорических соображений», — заявил Усупашвили и «всех, кто заинтересован в правильном урегулировании этого вопроса», призвал «воздержаться от высказывания категорических мнений и заранее оглашенных окончательных заключений и позиций».
«Парламент должен получить возможность принять осознанное решение», — заявил Давид Усупашвили.
Депутаты от Национального движения, которые во время дебатов признавали, что проблема незаконной тайной слежки существовала и тогда, когда они находились у власти, проголосовали против отсрочки вопроса и обвинили власти в том, что они не имеют политической воли для решения этого вопроса, так как не желают упускать из рук те рычаги, которые позволяют им одновременно осуществлять прослушивание тысяч абонентов.
«Сегодня уважаемые коллеги нам говорят, что настолько уродливая система была создана у них, что если это отложите, страна погибнет. А ведь мы знаем, что созданную ими систему нужно менять значительно быстрее», — заявил в ответ на критику со стороны оппозиции Давид Усупашвили.