Аласания выражает полную поддержку задержанным сотрудникам

Министр обороны Ираклий Аласания заявил, что уверен в «полной невиновности» тех задержанных его сотрудников, которые находятся в предварительном заключении по делу о секретных государственных закупках.

Аласания, который после ареста сотрудников Министерства обороны и Объединенного штаба ВС сделал первый публичный комментарий, заявил, что все закупки в министерстве осуществлялись «в полном соответствии» с законом.

Возвратившийся в субботу в Тбилиси после визитов во Францию и Германию Аласания в беседе с журналистами выразил сожаление в связи с тем, что на деле до сих пор лежит гриф секретности, и добавил, что засекречивание следствия уже не имеет смысла, так как из-за этого дела «страна уже получила сильный удар с точки зрения безопасности».

30 октября Тбилисский городской суд удовлетворил ходатайство прокуратуры, и одному бывшему и четырем действующим сотрудникам Министерства обороны и Объединенного штаба ВС в качестве меры пресечения избрал предварительное заключение. Судебное слушание прошло за закрытыми дверьми, так как делу присвоен гриф секретности. Само дело о государственной закупке по проведению оптико-волоконной магистрали и приобретению сетевой аппаратуры также имеет гриф секретности. Задержанные сотрудники Департамента по закупкам Министерства обороны и Департамента связи и информационных систем Объединенного штаба ВС отвергают предъявленные обвинения.

В интервью телекомпании «Имеди» в пятницу вечером премьер-министр Ираклий Гарибашвили воздержался от прямого ответа на вопрос, возможно ли, что будет поставлен вопрос о политической ответственности министра обороны, но заявил, что у него также имеются вопросы в связи с государственными закупками. Он также заявил, что прокуратура будет «максимально открытой и прозрачной» в ходе следствия и Министерство обороны и министр Аласания «должны быть мотивированы, дать ответ на любой вопрос».

«Главное, вокруг чего мы все и общество должны быть сконцентрированы сейчас, это то, чтобы на все вопросы были бы даны ответы. Для этого, естественно, требуется прозрачное расследование», — заявил министр обороны Аласания.

«Я уверен в полной невиновности моих соратников и моих сотрудников потому, что я наблюдал за процессами закупок и знаю, что все делалось в полном соответствии с законом», — заявил он.

«Однако, раз у кого-то возникли вопросы, на это нужно дать ответ, и все Министерство обороны призвано сотрудничать со следствием и чтобы вся истина была бы доведена до общества», — отметил он.

«Для меня то, на чем я сконцентрирован сейчас, является то, чтобы прояснить ситуацию, и чтобы наши парни почувствовали себя защищенными, правовым образом, и поэтому я, естественно, все внимание перенесу на то, чтобы они не почувствовали себя угнетенными – и элементы и предпосылки этого, к сожалению, уже видны, так прошел процесс закрыто», — заявил Аласания.

«Очень важно, чтобы с этого дела был бы снят гриф секретности потому, что этим шагом страна уже получила сильный удар с точки зрения безопасности. Исходя из этого, сохранение в тайне тех моментов, которые необходимо было сохранять в свое время, теперь не имеет значения. Поэтому, для установления полной истины, главное, чтобы расследование проходило открыто», — заявил он.

По словам Аласания, «из-за того, что этим был нанесен вред безопасности страны, в связи с этим должны состояться дискуссии на высшем политическом уровне». Министр обороны также отметил, что планирует обсудить этот вопрос с премьер-министром Ираклием Гарибашвили, президентом Георгием Маргвелашвили и председателем Парламента Давидом Усупашвили и с соответствующими парламентскими комитетами.

«Естественно, когда все завершится, мы все назовем своими именами и наступит ответственность тех лиц, которые, возможно, ввели общество в заблуждение», — заявил Аласания.

На вопрос, имеет ли дело под собой политические мотивы, Аласания ответил: «Никто и ничто не должно воспрепятствовать следствию. Что касается, имеет ли это политическую подоплеку, об этом поговорим позже».

Эти аресты породили спекуляции по поводу того, что они могут быть частью проходящей внутренней борьбы в коалиции Грузинская мечта, мишенью которой является министр обороны Ираклий Аласания. Последний в настоящее время находится в Германии и пока не комментировал этот вопрос. После арестов также были проведены параллели с тем делом, которое связано с арестом нескольких сотрудников Министерства сельского хозяйства в мае 2013 года также по обвинению в растрате. Тогдашний министр сельского хозяйства Давид Кирвалидзе после тех арестов ушел в отставку. Но спустя девять месяцев обвинения в растрате были сняты с сотрудников министерства.

Комментируя этот вопрос, посол США в Грузии Ричард Норланд отметил 30 октября: «Мы в полной мере доверяем министру Аласания».

«Знаю, что в связи с этим расследованием были заданы несколько вопросов», — заявил Норланд, — «В первую очередь, хочу сказать, что США полностью доверяют Грузии, как своему партнеру в военной сфере и сфере обороны, будь то двусторонние отношения между Грузией и США или отношения между Грузией и НАТО».

«Хочу сказать, что мы в полной мере доверяем министру Аласания и руководящей команде Министерства обороны. Приветствуем их заявление, что они в полной мере будут сотрудничать с расследованием. Всегда, когда слышны обвинения в коррупции, дело требует основательного расследования. Мы приветствуем такое расследование. Как всегда, просим правительство, подходить и к этому расследованию с полным соблюдением правовых процедур и принципа верховенства закона».

Председатель Парламента Давид Усупашвили сказал 29 октября, что это важное дело, за которым он лично будет следить и добавил, что независимо от того, какое продолжение будет у этого дела это уже нанесло «серьезный вред» Вооруженным силам.

«Дело высокопоставленных сотрудников Министерства обороны ни в коем случае не может рассматриваться, как одно очередное дело. Дело касается именно направления обороны, того направления, которое является одним из важнейших, деликатных и чувствительных, т.е. сферы связи. Помните наверно, что во время войны 2008 года это было одним из направлений, которое, к сожалению, провалилось и Вооруженные силы надеялись только на сотовые телефоны. Поэтому внесение ясности в этот вопрос является крайне важным», — заявил Усупашвили.

«Это дело просто так не может окончиться. Если подтвердиться, что то обвинение, которое выдвинуто конкретным лицам, является правдой, тогда за этим должна последовать очень серьезная политическая ответственность всех тех, кто участвовал в этом деле. В то же время, если подтвердится, что это обвинение необоснованно, тогда должна быть поставлена также очень серьезная политическая ответственность тех людей, которые начали дело такого типа потому, что, по положению на сегодняшний день, в любом случае, обороноспособности страны, Вооруженным силами и военной сфере нанесен серьезный вред совершением этого преступления или необоснованными обвинениями в совершении преступления», — заявил глава Парламента.

«Мы очень внимательно должны проследить за этим делом до конца. Я, как председатель Парламента, считаю лично своим делом этот вопрос и Парламент всеми возможными рычагами, в рамках закона и Конституции проследует за этим делом до конца, чтобы такого не повторилось – ни первый вариант и ни второй вариант», — заявил Усупашвили.